На прошедшей 7 февраля пресс-конференции директор регионального департамента по развитию туризма и индустрии гостеприимства Эльмира Туканова рассказала, что в 2021 году турпоток в Свердловскую область составил 1,5 млн человек, а в 2022 должен увеличиться еще на 100 тыс. Несмотря на то, что методика этих подсчетов непрозрачна и не до конца ясно, кто именно был зачислен в число «туристов», тенденция очевидна: в условиях коронавирусных ограничений и полузакрытых границ интерес к туризму на Урале растет, причем в первую очередь — у самих жителей Свердловской области.
Казалось бы, такая конъюнктура должна способствовать развитию туристической инфраструктуры Свердловской области, в том числе для самого масштабного проекта в этой отрасли — Уральского туристического кластера, выстроенного вокруг проекта «Гора Белая». Но из-за своих размеров и особенностей организации частно-государственного партнерства кластер в нынешнее окно возможностей пройти просто не успевает. На проведение всех процедур необходимо слишком много времени.
«Туристско-рекреационный кластер «Гора Белая» сегодня — это территория размером с Люксембург: несколько тысяч квадратных километров, 16 населенных пунктов на границе двух муниципальных образований, Висимский природный биосферный заповедник федерального значения. Проект громадный, и он просто физически не может двигаться быстро. Мы постоянно упираемся в массу юридических и бюрократических ограничений, главное из которых — сроки рассмотрения документов. Для того чтобы подготовить землю под курорт, ее нужно перевести из федеральной собственности в собственность Свердловской области. Для этого нужно совершить 36 процедур, каждая занимает минимум месяц. Мы проходим этот процесс с максимально возможной скоростью и даже опережаем график на полгода. Но это все равно никак не меньше 3 лет», — рассказал УрБК генеральный директор АНО «Управляющая компания туристско-рекреационными кластерами Свердловской области» Леонид Гункевич.
Вторая проблема кластера — государственное финансирование. Его проекту откровенно не хватает.
«Сейчас мы, наконец, выходим на стадию проектирования. И ждем, будут нам на это выделены необходимые средства или нет. В бюджете Свердловской области на 2022 год пока все грустно. Создается ощущение, что у областного минфина есть только одна задача — никому ничего не дать. Но мы не сдаемся и будем дальше доказывать, что финансирование необходимо», — отмечает Леонид Гункевич.
Бюджетные деньги должны пойти на создание внешней инфраструктуры кластера, в первую очередь — дороги и сети, а также проектные изыскания. Без них дельнейшее развитие комплекса будет просто невозможно.
Впрочем, даже если необходимые средства и появятся немедленно, то отдача от них будет только через 2-3 года. Именно столько необходимо для того, чтобы кластер из стадии проекта превратился в работающий курорт. Но согласны ли инвесторы ждать так долго, тем более в нынешней ситуации, когда изменения на рынке происходят чуть ли не каждый месяц? Вопрос сложный, и однозначного ответа на него нет. Конечно, есть крупные, в том числе и государственные, структуры, которые готовы работать «в долгую», но для малого и среднего бизнеса проект пока находится «за горизонтом планирования».
Столь же сложная ситуация складывается и на второй площадке кластера — в Сысерти. По мнению Леонида Гункевича, здесь формированию развитого туристического узла мешает близость к Екатеринбургу.
«Сысерть находится очень близко от Екатеринбурга, доехать можно за час. Соответственно, нужно придумать, как бизнесу заработать на туристе, который, с высокой долей вероятности, не останется здесь ночевать. Обычный заработок таких мест — это как раз ночлег и ужин. Без них каждый житель оставляет слишком мало денег для того, чтобы содержать мощную инфраструктуру», — считает Л. Гункевич.
По его мнению, «якорем» для территории мог бы стать зоопарк, но его строительство под Сысертью — это вопрос как минимум 3-4 лет, а это значит, что на это время создание туристической инфраструктуры и здесь будет отложено.
Кроме того, восстановление заброшенных уральских заводов и превращение их в индустриальный парк горнозаводской цивилизации в планы создателей кластера не входит. Такой проект, по их мнению, просто не окупится и будет малоинтересен туристу. Куда более привлекательным с точки зрения вложений представляется исторический шоу-парк, центром которого станут не исторические заводы, а зрелищная программа.
«Мы изучили все развалины заводов по реке Чусовой. Скажем честно: самостоятельными якорями, точками притяжения туристов они быть не могут. Люди туда не поедут и уж точно не будут оставлять там достаточную денежную массу для того, чтобы сделать эти объекты интересными для бизнеса. Поэтому, говоря о горнозаводской цивилизации как о точке притяжения туристов, мы имеем в виду в первую очередь шоу-парк в Висиме. Мы ориентируемся на французский исторический тематический парк Пюи-де-Фу: грандиозный аттракцион, в котором ежедневно проходят пять 20-минутных исторических постановок и грандиозное историческое шоу каждый вечер. На территории воссозданы исторические условия, постоянно находится большое число актеров и ремесленников, которые воссоздают быт прошлой эпохи. Именно такой парк мы хотим создать здесь, на Урале», — рассказывает Леонид Гункевич.
Насколько востребованным будет такой формат — прогнозировать пока сложно. Все российские исторические парки пока носят весьма локальный характер, и сравнивать будущий Висим просто не с чем.
Также важно отметить, что туристический кластер в его нынешнем виде ориентирован исключительно на местный туристический рынок. Как отмечают авторы проекта, его аудитория находится «в радиусе одного топливного бака», то есть представляет собой уральский макрорегион с населением в 20-25 млн человек.
«У нас нет задачи привлекать туристов из Москвы, европейской России. Один такой турист за разовый приезд даст нам 50, максимум 150 тыс. руб. Это откровенно завышенные цифры, но возьмем их. Чтобы его привлечь, нужно будет потратить сопоставимые бюджеты на рекламу, таргетинг и так далее. На другой чаше весов у нас простой уралец, пусть даже не из Екатеринбурга, а из небольшого провинциального города. У него есть жена и двое детей, и ему нужно где-то отдыхать. Даже если он готов потратить по 2 тыс. руб. на человека в нерабочий день — а это цена шашлыков или похода в торговый центр — это потенциальные 800 тыс. руб. в год. Вот он — наш главный потенциальный клиент», — считает Леонид Гункевич.
Следует отметить, что большинство крупных российских туристических кластеров, как правило, ориентированы на привлечение туристов со всей страны и в первую очередь из наиболее платежеспособного столичного региона. Как оценят «уральское самоограничение» потенциальные инвесторы и хватит ли платежеспособного спроса в радиусе одного бака для окупаемости проекта — остается только догадываться.
Таким образом, можно констатировать — если инфраструктурные проекты Уральского туристического кластера будут реализовываться с той же скоростью, с какой они развивались до сих пор, то использовать сложившуюся благоприятную мировую и внутреннюю конъюнктуру они вряд ли смогут: как бы ни ужасна была эпидемия коронавируса, вряд ли она продлится еще 3-4 года. А к тому времени туристический рынок может измениться самым кардинальным образом: открытие границ, изменение курса рубля и лиры, другие пертурбации мировой и российской экономики могут вновь сделать местный туризм менее интересным для жителей Урала. Как в этом случае будут окупаться уже сделанные инвестиции и выполнится озвученный заместителем губернатора Дмитрием Иониным план по доведению числа въездных туристов до 5 миллионов человек к 2035 году — покажет время.
Фото предоставлено сайтом morguefile.com (Seemann)