Свердловские власти продолжают поиск инвесторов для реализации амбициозного проекта по возрождению Верхотурья и окрестных городов. К 2015 году туристический поток здесь должен достигнуть 2 тыс. человек в день, а в перспективе — и 4 тыс. человек. Впрочем, независимые аналитики полагают, что достигнуть заявляемых показателей будет нелегко: проект малоинтересен для бизнеса.
Напомним, правительство Свердловской области приняло областную целевую программу по формированию туристско-рекреационной зоны «Духовный центр Урала» на 2011–2015 годы. В целом на заявленные цели будет направлено порядка 10 млрд. рублей.
Для создания привлекательной туристической зоны в Верхотурье потребуются колоссальные средства, и одним бюджетом здесь не обойтись — понимание этого у власти есть. Более того, есть понимание и того, что не удастся справиться и с помощью вложений крупных компаний: за мелкие проекты вроде строительства кафе они просто не возьмутся — не по статусу. При этом не секрет, что в Верхотурье нет газа, котельных, есть проблемы с водопроводом и нет собственно никакой инфраструктуры. Поэтому малый и средний бизнес пока неохотно участвует в проекте и не торопится вкладывать в него деньги.
Для того чтобы показать товар лицом, предпринимателей даже стали организованно вывозить на место. Ощущения, судя по отзывам, смешанные.
Как полагают эксперты, добровольно из бизнесменов туда никто не пойдет, скорее — под давлением властей.
«Верхотурье — тема не новая, еще при прошлом губернаторе Свердловской области там пытались что-то сделать. Говорить о нем как о бизнес-проекте невозможно в принципе. С экономической точки зрения нет никаких оснований считать, что эта задумка жизнеспособна, она вызывает очень много вопросов. Я вообще плохо себе представляю, какой там туристический центр можно сделать. Тем более что у туристов много других, гораздо более интересных и уже обустроенных альтернатив», — заявил УрБК финансовый аналитик Константин Селянин.
Эксперты сходятся во мнении, что для реализации такого проекта, несомненно, потребуется создание серьезной инфраструктуры. Нужно строить дороги, коммуникации, гостиницы и организовывать прочий сервис.
«Это очень большие затраты, а главное — непонятно, будет ли от них отдача. Кто будет ездить по этим дорогам? Региональные власти сами должны вкладываться в это. Но даже с хорошей инфраструктурой в Верхотурье мало что изменится», — отметил Константин Селянин.
Однако некоторые аналитики считают, что «духовный центр Урала» все же сможет привлечь бизнесменов.
«Малый и средний бизнес чем хорош? Тем, что их просить не надо: если они увидят там перспективные денежные потоки, наличие условий для бизнеса, то они обязательно придут в Верхотурье. Как только появятся условия, появятся и бизнесмены», — отметил Александр Мецгер.
Эксперты сходятся во мнении, что для реализации проекта властей Верхотурью нужен серьезный промоушен, причем на федеральном уровне. И начинать нужно именно с этого, а не с таких глобальных затрат на инфраструктуру. Если иностранные туристы знают про Москву и Санкт-Петербург, то про Верхотурье не знает никто.
Пока же целесообразность самого проекта по формированию туристско-рекреационной зоны «Духовный центр Урала» вызывает сомнения.
«На это будут тратиться бюджетные средства. Почему на деньги налогоплательщиков будут реализовываться религиозные проекты? Верующие люди, паломники и так пойдут в Верхотурье, и без инфраструктуры. Лучше бы эти деньги потратили на более значимые социальные объекты, те же детские сады и больницы», — отметил Константин Селянин.
Анастасия Куликова