Сейчас, когда проверка QR-кодов для посещения большинства общественных мест отменена, у бизнеса появилась возможность восстановить свой привычный порядок работы и начать трудиться в полную силу, насколько это возможно в условиях пандемии. Однако тут же возникла новая проблема — резкий рост заболеваемости штаммом COVID-19 «омикрон» привел к тому, что все потенциальные клиенты болеют либо сидят дома из соображений безопасности. Предприниматели отмечают, что из-за такого «самолокдауна» посещаемость действительно снизилась, вдобавок болеют и сотрудники. Причем это первый случай, когда на поток клиентов повлияла именно заболеваемость, а не ограничительные меры, принимаемые властями.
Уточним, что всплеск заболеваемости коронавирусной инфекцией начался примерно 24 января, когда впервые было зафиксировано более 1 тыс. случаев COVID-19. С тех пор это число продолжало расти. Например, за прошедшую рабочую неделю с 31 января по 4 февраля число заболевших выросло с 2 тыс. 738 случаев до 3 тыс. 476. Из-за такого резкого скачка
медицинское звено оказалось перегружено: в поликлиниках образовались многочасовые очереди, а дозвониться до лечебных учреждений стало чем-то на грани возможного.
Также отметим, что федеральные и региональные власти, а также Роспотребнадзор рекомендовали по возможности переводить сотрудников на дистанционный режим работы. В результате в Свердловской области возник огромный пласт людей, вынужденных находиться дома из-за болезни, самоизоляции или смены рабочего формата.
Все эти сидящие дома граждане могли бы стать потенциальными клиентами магазинов, общепита, фитнес-центров и других заведений. Однако они не покидают свое жилье, что приводит к потерям для бизнеса.
Например, представители сферы общественного питания зафиксировали снижение доходов на 20-30%.
«В среднем предприятия, конечно, констатируют снижение товарооборота. Но не так критично, чтобы совсем закрыться. Для поддержания бизнеса на плаву достаточно того потока гостей, который есть», — рассказал вице-президент Ассоциации кулинаров и рестораторов Свердловской области Олег Пономарев.
При этом он отметил, что сейчас снижение потока клиентов наблюдается в первую очередь по ощущениям, поскольку не совсем понятно, с чем можно сравнить текущий период.
Также О. Пономарев добавил, что поскольку потенциальные клиенты сидят дома, они вновь начали активнее пользоваться доставкой и самовывозом.
«Количество заказов с доставкой немного увеличилось с периодом января. Поначалу было больше офлайн, особенно в праздничные дни. Но если оценивать ситуацию после праздничных дней, например, с первой неделей февраля, то небольшой рост заказов навынос есть», — уточнил вице-президент Ассоциации.
Похожим образом о сложившейся обстановке в целом высказался глава Национального фитнес-сообщества Свердловской области и владелец сети Drive fitness Роман Вальчук: клиентов явно стало меньше, но непонятно, с чем сравнивать.
«Ежедневную заболеваемость мы не отслеживали на регулярной основе. Но то, что сейчас посещаемость ниже, чем она была — это да. А ведь, по идее, у нас сейчас сезон, но мы не видим стандартного всплеска. Мы с самого начала, как только этот подъем пошел в конце января — начале февраля, уже видели, что количество людей потихоньку снижается. Мы смотрим по количеству отмененных персональных тренировок и заболевшим сотрудникам. И смотрим долю от ожидаемого количества клиентов. Сравнивать с чем-то сложно: 2021 год — мертвый год, 2020 — тем более», — объяснил он.
В то же время оба эксперта обратили внимание: это первый случай, когда на количестве клиентов сказалась заболеваемость COVID-19, а не ограничительные меры, вводимые для ее профилактики. Р. Вальчук указал на то, что многие люди из-за перегруженности медицинского звена не могут попасть к врачу. Из-за этого они вынуждены лечиться сами и не попадают в статистику по заболеваемости.
Также собеседники УрБК подчеркнули, что болеют не только клиенты, но и сотрудники заведений. Р. Вальчук сказал, что перевел весь центральный офис на удаленную работу. О. Пономарев отметил, что сложнее всего сейчас приходится небольшим заведениям общепита.
«У кого есть, скажем так, кадровый запас, который позволяет обеспечить работоспособность, это одно. У кого небольшие штаты, предприятия — тем сложнее. Заболел один бариста, а их всего два на кофейню, тогда приходится как-то варьировать режимы работы», — привел он пример.
Еще одним подтверждением того, что сейчас большинство жителей Екатеринбурга остаются дома из-за болезни, самоизоляции или перехода на «удаленку», служит исследование компании TomTom, изучающей дорожную ситуацию в городах. По ее данным, автомобильный трафик на дорогах уральской столицы в вечерний час пик в конце января 2022 года упал на 20% по сравнению с 2020 годом. Причем снижался он по мере роста заболеваемости: если в понедельник, 24 января, количество машин было таким же, как в прошлом году, то во вторник днем их было уже на 11% меньше, а вечером — на 6%. В пятницу падение трафика составило 17% и 18% соответственно.
Снижение заказов отмечают и водители такси. Собеседники УрБК называют ту же причину — люди предпочитают в такое время сидеть дома. Однако официально агрегаторы такси на запрос УрБК с вопросом о том, как изменился поток клиентов, ответить не смогли.
В итоге свердловский бизнес оказался в условиях, когда локдаун стал естественным — высокая заболеваемость вынудила часть клиентов отказаться от ряда услуг и остаться дома. В то же время сами предприниматели поводов для паники не видят: потери есть, но зато организации могут работать в полную силу, почти не оглядываясь на действующие антиковидные меры. Если региональные власти не станут возвращать QR-коды и другие ограничения, то этого окажется достаточно, чтобы бизнес даже в такой ситуации оставался на плаву.