Все больше жителей Свердловской области сталкивается с тем, что им не приходит на «Госуслуги» сертификат о перенесенном COVID-19 или вакцинации. Хотя они официально оформляли больничный лист или имели все документы при прививке, система отказывается «видеть» таких граждан. Причем «провал», в котором пропадает вся информация, скорее всего, находится на стороне властей, а точнее регионального минздрава. В результате часть жителей региона оказалась не по своей вине искусственно поражена в правах, поскольку не располагает ставшим необходимостью QR-кодом. В то же время эта ситуация способна исказить статистику о заболеваемости и коллективном иммунитете на уровне области.
Проблема оказалась настолько серьезной, что на нее начали обращать внимание региональные власти. Например, некоторые жители Среднего Урала пожаловались на происходящее в Instagram губернатора Евгения Куйвашева и получили обещание, что региональному минздраву поручат разобраться с ситуацией. Также происходящим заинтересовалась уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова. Она объявила на своей странице в Instagram, что в пятницу, 26 ноября, с 10.00 до 17.00 проведет прием для граждан, которым не удалось получить QR-код, хотя они привиты или переболели. Помогать ей будут представители МФЦ, минздрава и студенты-волонтеры.
О том, как проявляется проблема с отсутствием QR-кодов, УрБК рассказали те, кто столкнулся с ней. Например, житель Екатеринбурга Артем описал следующую ситуацию: в сентябре он заболел COVID-19, что подтвердилось ПЦР-тестом и компьютерной томографией. Екатеринбуржец официально открывал и закрывал больничный лист при участии фельдшера из ЦГКБ № 6. Через некоторое время после перенесенной болезни пациенту на портал «Госуслуг» должен прийти QR-код, подтверждающий наличие иммунной защиты.
Артем ждал почти месяц и, когда анонсировали доступ в «бесковидные» зоны по QR-коду, через специальную форму на «Госуслугах» подал обращение с жалобой на отсутствие сертификата. По его информации, сначала заявка проходит премодерацию, потом передается в правительство Свердловской области, далее — в региональный минздрав, а после — в больницу, где он отмечался. В ответном сообщении было сказано, что обращений по поводу болезни не зафиксировано, оснований для выдачи сертификата нет.
«Заявка закрывалась, но там есть возможность ее оспорить. Я оспариваю, снова описываю подробно ситуацию. Прикладываю документы. Это электронный лист о нетрудоспособности, который открыт ЦГКБ № 6. Два ПЦР-теста — положительный и отрицательный: по которому был диагностирован COVID-19 и по которому я был выписан. В этом ПЦР-тесте написано, что его заказчиком является ЦГКБ № 6. Пишу, в каких числах и какой фельдшер ко мне приезжал. Заявка снова ушла. Ответ: «Спасибо, данные получены, передадим потом оператору для проверки». Потом вижу, что заявка опять закрыта, QR-кода нет», — описал ситуацию бывший пациент.
Четырежды Артем отправлял такие заявления и все четыре раза получал одинаковый ответ. Отличие лишь одно: в последнем сообщении отвечающие большими буквами выделили, что они отвечают ПОВТОРНО. Екатеринбуржцу предложили подойти лично в поликлинику по месту жительства, но, какой в этом смысл, если его заявки должны были доходить до больницы, он не понимает.
Артем не единственный, кто столкнулся с такой ситуацией. Например, под его постом на Facebook с описанием ситуации нашлись люди, которые тоже писали, что им приходилось «бороться» за QR-код. Один из собеседников УрБК дважды ревакцинировался «Спутником Лайт», но так и не получил свежий сертификат. Были и другие обратившиеся, которые говорили, что они или их родственники не могут получить необходимый документ.
В электронной переписке им обычно советовали обращаться на горячую линию минздрава либо лично посетить поликлинику, в которой проходило лечение. Но в условиях пандемии все медицинское звено перегружено. Дозвониться по телефону — на грани возможного. Прийти же лично к врачу — значит отнять из-за бюрократии время, которое доктор мог потратить на больного пациента. Вдобавок человек, который только оправился от болезни, пойдет в место, где он с большой вероятностью может вступить в контакт с больным коронавирусом. Даже если повторного заражения не произойдет, все еще есть шанс стать переносчиком болезни.
К тому же многие из обратившихся в редакцию УрБК отмечают, что со стороны больницы с документами все было в порядке — карточки пациентов и больничные листы на месте. Более того — врачи с готовностью помогали разобраться с бумагами, когда к ним обращались. Однако все равно в документообороте между больницами и «Госуслугами» находится «черная дыра», в которой пропадает данная информация. Отсюда можно сделать вывод, что документация исчезает на уровне минздрава
Следует отметить, что ни для кого из ведомств выгоды от этой ситуации нет — такие «пропащие души» лишь портят статистику. Это люди, которые обладают иммунной защитой, соответственно, приближают регион к точке, когда можно будет объявить о достижении коллективного иммунитета. Значит, дело не в подлоге, а в некой системной ошибке на уровне регионального правительства. Только непонятно, скрывают ли виновные происходящее, или они сами не знают о наличии проблемы и ее масштабах?
Другой вопрос: не утекают ли в эту лазейку деньги, выделяемые на лечение «ковидных» пациентов? Стоимость лекарств, имеющих в основе фавипиравир, в рознице составляет около 5 тыс. руб. По данным федерального Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) лечение одного госпитализированного пациента обходится в среднем по России в 135,4 тыс. руб. Можно предположить, что лечение амбулаторного больного стоит более 10 тыс. руб. А здесь получается, что такие больные не попадают в необходимые базы данных. Соответственно, непонятно, как учитываются деньги, затраченные на их лечение.
Из-за всего этого возникают сомнения в эффективности расходования выделяемых финансов и корректности всех подсчетов для этого. Не исключено, что все это создает лазейки для коррупции. Или наоборот — из-за таких «пропащих душ» и выделенных на них денег кого-то могут обвинить в неправомерном расходовании средств.
Сейчас «борьба» за получение QR-кодов выглядит как лечение симптомов. Где-то на системном уровне существует ошибка, которую необходимо срочно исправить, поскольку от этой ситуации проигрывают все. Из-за этого создается целая прослойка населения, которая, несмотря на наличие иммунной защиты, поражена в правах, поскольку сейчас без QR-кода практически никуда не зайти. С другой стороны, областные власти получают некорректную статистику и информационную дыру. Региональный минздрав был явно не готов к той нагрузке, которую на него оказало введение QR-кодов. Кроме того, поскольку медицина неоднократно «реорганизовывалась» и «оптимизировалась», взять дополнительные ресурсы медицинскому звену попросту негде.