Год назад были завершены основные мероприятия финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, принятые в связи с пандемией. Какое влияние они оказали на предпринимателей, какие были более востребованы и на какие формы льготного финансирования могут рассчитывать предприниматели сейчас, рассказал начальник Уральского ГУ Банка России Рустэм Марданов.— С началом массовых мероприятий по борьбе с пандемией правительством РФ и Банком России был озвучен комплекс мер по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса, оказавшегося в сложной ситуации из-за эпидемии. Значительная часть этих мероприятий была реализована с использованием инфраструктуры и возможностей банковской сферы. Сейчас, по прошествии полутора лет с начала реализации таких программ, как вы можете их оценить? — Для преодоления последствий пандемии государством были предложены и реализованы различные варианты финансовой поддержки бизнеса. Это отсрочки по налогам, по страховым взносам, уплате арендных платежей, мораторий на плановые проверки, взыскание долгов и штрафов, на введение процедуры банкротства и т. д.
Важным элементом поддержки выступили меры, предпринимаемые и Банком России. Всего с весны прошлого года мы реализовали более ста инициатив по ограничению последствий пандемии коронавирусной инфекции. Если говорить о поддержке малого бизнеса, то здесь главным было сохранить доступность кредитования и предоставить возможность предпринимателям реструктурировать задолженность.
Об эффективности мер в Свердловской области можно судить по объемам банковского кредитования МСП, которые не только не сократились, но и показали рост в 2020 году более чем на 10% по сравнению с 2019 годом.
— Какие виды помощи оказались наиболее востребованными со стороны предпринимательского сообщества? Какие, на ваш взгляд, оказались самыми эффективными?— Самыми эффективными мерами стали специальные кредитные программы. Больше всего поступило заявок на получение кредитов на возобновление деятельности под 2%: 13,3 тыс. обращений на 9,7 млрд руб. На кредит «под 0% на выплату заработной платы» было подано 2,8 тыс. заявок на 1,8 млрд руб.
Также востребованными были кредитные каникулы. Причем если организация не попадала под установленные критерии в рамках закона о кредитных каникулах, она все равно могла обратиться к своему кредитору за реструктуризацией. И банки шли навстречу заемщику. Так, по собственным программам банки изменили условия 3,9 тыс. кредитных договоров более чем на 20 млрд руб. В рамках закона о кредитных каникулах поступило примерно столько же заявок, но объем реструктуризации значительно меньше — 4,7 млрд руб.
— Сейчас программа помощи малому бизнесу через льготы по кредитованию свернута. С чем это связано? Можно ли говорить, что бизнес отошел от шока, вызванного пандемией? — Значительная часть антикризисных мер, введенных в прошлом году, имела своей целью поддержать экономическою активность в целом. В момент кризиса эти меры были призваны сохранить малый бизнес и, соответственно, рабочие места. В условиях постепенного восстановления экономики, выхода из пандемийных ограничений происходит переход к более целевой поддержке отраслей и сегментов экономики.
В частности, продолжают реализовываться как собственная дорожная карта Банка России по развитию финансирования субъектов МСП, так и совместная с правительством РФ программа по формированию доступных финансов для инвестиционных проектов. Суть этих дорожных карт — в развитии альтернативных источников финансирования предпринимателей и облегчении доступа к этим источникам. Речь идет о краудинвестинговых платформах, выпуске облигаций, факторинговых сделках и др.
— К каким последствиям может привести решение об отказе от льготных программ кредитования? Или его влияние на экономику будет минимальным?— Завершение антикризисных мер не означает закрытие поддержки МСП. Например, продолжает действовать программа льготного кредитования, которая сейчас привязана к размеру ключевой ставки, запущенная еще в 2018 году.
Правительством Свердловской области оказывается серьезная поддержка предприятиям региона: льготные инвестиционные кредиты, поручительства по банковским гарантиям и кредитам, привлечение инвестиций. В 2021 году на реализацию региональной составляющей нацпроекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» из федерального бюджета было выделено 296,1 млн руб., из областного бюджета — 43,6 млн руб. Это свидетельствует о подстройке мер поддержки под текущие потребности экономики региона.
— Как в целом можно оценить влияние периода пандемии на кредитование МСП в Свердловской области?— Сегмент кредитования МСП в Свердловской области продолжает развиваться. Кредитный портфель малого и среднего бизнеса на 1 августа 2021 года составил 152 млрд руб., увеличившись за год на 13%. При этом его качество продолжает улучшаться: доля просроченной задолженности снизилась с 4,4% до 4,1%.
В этом большую роль сыграли в том числе регуляторные послабления банкам. Их цель была в том, чтобы кредитные организации после завершения действия основного пакета антикризисных мер продолжали поддерживать бизнес: выдавали новые кредиты и реструктурировали действующие. Также на ситуацию положительно повлияла мягкая денежно-кредитная политика регулятора.
На региональном уровне одним из элементов поддержки также стал совместный проект Уральского ГУ Банка России, кредитных организаций и Свердловского областного фонда поддержки предпринимателей. В рамках этого проекта представители банков рассказывали бизнесменам о том, как правильно подать заявку на кредит, что может служить залогом и т. д.
Период пандемии показал, что совместными усилиями государства, банковского сектора, некредитного финансового сектора, а также самих потребителей можно конструктивно преодолевать возникающие проблемы и добиваться значимых результатов.
Фото предоставлено пресс-службой Уральского ГУ Банка России