VIP-Интервью
29.12.2020

Павел Лыжин: Машиностроительная отрасль показала запас прочности

Павел Лыжин: Машиностроительная отрасль показала запас прочностиНа вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил первый заместитель председателя — руководитель аппарата Свердловского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России» Павел Лыжин.

— Павел Сергеевич, 2020 год был непростым для всех сфер жизни, и, пожалуй, нет такой отрасли экономики, которая бы не столкнулась с трудностями из-за пандемии COVID-19. Расскажите, каким этот год был для машиностроителей.

— Машиностроительный комплекс включен в структуру мировой экономики, и мы тесно завязаны на те тенденции, которые сейчас преобладают на мировой арене. Пандемия COVID-19 и неблагоприятная ситуация на рынках энергетики и энергоносителей, безусловно, сказались на российских предприятиях машиностроительного комплекса, поскольку они являются прямыми поставщиками оборудования на эти рынки.

Как следствие, снижение спроса на энергоносители привело к сокращению инвестиционных программ наших основных потребителей. В целом по России сокращение инвестпрограмм нефтегазового сектора, энергетического сектора привело к определенному снижению объемов производства предприятий машиностроительной отрасли. Если говорить в масштабах страны, то, по последней статистике, сокращение объема производства отдельных видов продукции, например в автомобилестроении, по итогам года может составить порядка 20%. Но в Свердловской области лавинообразного снижения не будет.

— Почему ситуация в машиностроительной отрасли Свердловской области оказалась лучше общероссийской?

— В первую очередь потому что в регионе достаточно сильно развит оборонно-промышленный комплекс, предприятия которого работают над выполнением государственного оборонного заказа. Сейчас, в конце декабря, по факту можно сказать, что гособоронзаказ этого года машиностроительные предприятия Среднего Урала выполнили успешно.

Если говорить о выпуске гражданской продукции промышленными предприятиями машиностроительной отрасли — транспортных средств и оборудования, электронных изделий, производимых в Свердловской области, — в среднем мы ожидаем даже небольшой рост, на уровне инфляционных процессов.

Еще одним следствием нашей региональной специфики является то, что в регионе на протяжении последних двадцати лет формировался достаточно мощный кластер производителей медицинского оборудования. На сегодняшний день в Свердловской области насчитывается более 20 таких предприятий. И в этом году им пришлось работать в условиях значительного спроса на медицинские изделия для нужд страны.

Производители медицинского оборудования в тесной кооперации друг с другом были задействованы в выпуске наркозно-дыхательной аппаратуры, аппаратов для термометрии и аппаратов по обеззараживанию воздуха и другого высокотехнологичного медицинского оборудования.

Понятно, что загрузка этих производств была под контролем правительства России: были приняты решения по единственным поставщикам и производителям для нужд государства, и по этой причине наши предприятия получили дополнительные объемы заказов. Это положительно сказалось на их финансово-экономических результатах.

— Как, по вашему мнению, уральские производители медицинского оборудования справились с резко возросшей нагрузкой?

— Уральским предприятиям за достаточно короткий промежуток времени, практически в военных условиях, пришлось нарастить объем выпуска продукции. Можно отметить, это отмечают и в правительстве Свердловской области, и правительстве России, что с возложенной нагрузкой они справились.

При этом нужно понимать, что речь идет в том числе о высокотехнологичном оборудовании, таком как аппараты искусственной вентиляции легких, и при увеличении объемов производства было недопустимо снижение качества производимого оборудования.

— Понятно, что в пандемию COVID-19 была востребована продукция заводов по производству медицинского оборудования. А как в этом году обстояли дела на других предприятиях, выпускающих гражданскую продукцию?

— Действительно, машиностроительная отрасль ощутила тенденции снижения гособоронзаказа, но все-таки мы этого ожидали. Руководство страны неоднократно предупреждало, что по предприятиям оборонно-промышленного комплекса он будет планомерно уменьшаться.

Поэтому на протяжении последних лет не просто на словах, но и на деле мы занимались процессами диверсификации, освоением производства гражданской продукции. И сегодня можно утверждать, что в перспективе двух-трех лет определенная «подушка» в портфеле заказов машиностроительных предприятий будет состоять из гражданских проектов.

Кроме того, на рост экспортных поставок повлияла та политика, которая проводилась федеральным правительством по поддержке развития экспорта. Благодаря тому, что нашим предприятиям уже несколько лет компенсируются затраты, связанные с сертификацией продукции на иностранных рынках, участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях показывается другая помощь, крупные экспортеры машиностроительной продукции сейчас находятся в достаточно стабильном положении и имеют определенный резерв экономической прочности.

Также в этом плане необходимо отметить тенденцию роста курса иностранных валют, который привел к тому, что экспортные сделки для машиностроителей стали более выгодны.

— Какой прогноз сегодня вы можете сделать на будущий год, как машиностроительная отрасль будет себя чувствовать в 2021 году, будет ли работа у машиностроителей? И будут ли продолжены инвестиционные программы, которые реализовывались внутри самих предприятий?

— Нужно понимать, что большинство предприятий машиностроительной отрасли, представленные в Свердловской области, имеют длительный цикл производства. Это означает, что если такие предприятия недополучили заказы в этом году, то непосредственно на производстве это отразится только в 2022 или 2023 году. В 2021 году такие предприятия будут загружены за счет заказов, сформированных в 2019-2020 годах.

Те предприятия, которые имеют короткий цикл выпуска продукции, конечно, более подвержены колебаниям при формировании портфеля заказов, но говорить о том, что произошло сильное ухудшение, я бы не стал. На сегодняшний день в целом предприятия машиностроительной отрасли подошли к концу 2020 года с портфелем заказов, укомплектованным на 60-70%.

Не стоит думать, что это весь объем заказов предприятий на предстоящий год. Портфель заказов на 2021 год может быть доукомплектован в течение I квартала следующего года. 60-70% в IV квартале — это хорошая цифра.

Что касается проектов, которые реализуются внутри самих машиностроительных предприятий, могу сказать, что в начале года собственниками и управляющими командами из-за пандемии COVID-19 инвестиционные программы были уточнены.

Во-первых, была проведена ревизия тех проектов, которые уже находились в стадии реализации: долгосрочные проекты были приостановлены, в отношении проектов с высокой степенью готовности были изысканы средства для их завершения в течение этого года. Поэтому показатель ввода мощностей по итогам 2020 года будет достаточно позитивный, но надо понимать, что эти ресурсы мы изыскивали вопреки тем проектам, которые имеют долгосрочный характер.

В целом по итогам года могу сказать, что сложившуюся ситуацию в машиностроительной отрасли региона в Союзе характеризуют как напряженную. Но со стороны собственников и менеджмента предприятий принимаются все усилия, для того чтобы ее нивелировать и стабилизировать. Кроме того, у предприятий есть серьезная поддержка со стороны правительства по оказанию содействия в выстраивании взаимоотношений с нашими основными потребителями.

— Если ситуация характеризуется как напряженная, что волнует машиностроителей в эти дни?

— Машиностроителей как никогда волнует вопрос, как в дальнейшем будут себя чувствовать основные потребители машиностроительной продукции: РЖД, энергетики и Минобороны. Если в этих трех секторах будет достаточно стабильная ситуация с точки зрения инвестиционных программ, то у нас будет уверенный взгляд на будущее.

На сегодняшний день предприятия машиностроительной отрасли не нуждаются в мерах господдержки, связанных с предоставлением прямого финансирования для реализации каких-то проектов. Мы нуждаемся в понятном портфеле заказов на ближайшую перспективу. Если бы государство было готово сформировать объем заказов, машиностроители приняли бы решение по финансированию проектов для освоения производства этой продукции, обеспечив качество и необходимые объемы выпуска.

На данный момент такого, конечно, нет. Но примеров успешной реализации такого механизма работы достаточно. Производство аппаратов ИВЛ, неонатального оборудования, грузовых электровозов, трамваев было запущено на Урале таким способом. По нашему мнению, машиностроительные предприятия имеют потенциал для освоения новых видов продукции для реализации национальных проектов и могут обеспечить соблюдение определенных ценовых или качественных условий.
Вернуться в раздел » VIP-интервью
Материалы по теме
06.02.2019 Глава ФСК ЕЭС Андрей Муров вошел в состав бюро Союза машиностроителей России

УрБК, Москва, 06.02.2019. Председатель правления ФСК ЕЭС Андрей Муров принят в члены бюро Союза машиностроителей России ...

17.11.2014 Под лозунгом импортозамещения: регион снизил закупки зарубежного оборудования

Свердловская область резко сократила объем международных поставок крупной промышленной техники (на 25-30%). По мнению ...

29.04.2013 Свердловское машиностроение несет убытки

В Свердловской области осложнилась ситуация с показателями рентабельности машиностроительных предприятий — убытки ...

26.04.2013 За ненадобностью: машиностроение региона несет убытки

В Свердловской области осложнилась ситуация с показателями рентабельности машиностроительных предприятий ...

18.08.2010 «Коммерсантъ» и Сергей Антонов: «Уралхиммаш» растворил прибыль

ОАО «Уралхиммаш» (входит в ЗАО «Группа Химмаш» Газпромбанка) по итогам первого полугодия 2010 года в 8,7 раз сократило ...