За почти два года с момента запуска «мусорной реформы» в России ситуация по обращению с отходами в стране остается, мягко говоря, неблагополучной, а местами и вовсе критической. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты (СП) РФ по итогам масштабной проверки в регионах. Дополнительные программы и смена параметров реформы на ходу уже не могут выправить ситуацию. Вдобавок к этому, как признают в СП, из-за низкой степени доверия населения уровень собираемости платежей только падает. А это угрожает ряду проектов, задуманных в рамках реформы.
На пороге катастрофыНапомним, что основная цель изменений в системе обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) заключалась в сокращении полигонов за счет строительства новых предприятий мусоропереработки. Всего, по данным Росприроднадзора, в стране насчитывается более 8,3 тыс. свалок (916 на территории городских округов).
Как показал анализ Счетной палаты РФ, в ближайшие несколько лет ресурсы полигонов для ТКО будут исчерпаны. В 32 регионах — к 2024 году, в 17 — к 2022 году. В каких именно субъектах сложилась критическая ситуация, аудиторы не уточняют. Но в СП подчеркивают, что у регионов нет возможностей создать новые площадки для вывоза отходов.
Принятый в рамках реформы федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», как полагают аудиторы, эту проблему не решает.
«В проекте не предусмотрены меры, направленные на предотвращение и сокращение объемов образования отходов. Речь, в том числе, идет о стимулировании населения использовать многооборотные товары, тару и упаковку. Отсутствуют и мероприятия по раздельному сбору отходов. Кроме того, установленные в проекте целевые результаты и показатели недостаточно увязаны между собой, а их значения не были согласованы с регионами. В результате значительная часть субъектов (42%) не подтвердила возможность их выполнения и не заключила с Минприроды России соглашения о реализации региональных проектов», — говорится в отчете.
Еще один проект — «Чистая страна» — предусматривает рекультивацию только 191 полигона в городских округах. Что делать с оставшимися 700, не уточняется. В СП отметили, что при таких параметрах реформа противоречит
поручению президента РФ Владимира Путина о полной ликвидации свалок в стране.
Провалы регионовОтдельно аудиторы изучили 67 региональных программ, принятых в рамках реализации «мусорной реформы» (отметим, что в территориальную схему размещения ТКО Свердловской области еще в марте 2020 года были внесены очередные поправки).
Здесь также обнаружились недостатки. К примеру, только девять регионов проработали вопрос по созданию инфраструктуры для обращения с ТКО, используя лучшие технологии. Анализ морфологического состава отходов провели всего 24 региона, и только 19 субъектов предусмотрели мероприятия по привлечению бизнеса в сферу обращения с отходами.
В Свердловской области, как неоднократно писал УрБК, проекты строительства мусороперерабатывающих заводов увязли в скандалах и сопротивлении населения. Например, власти городского округа Красноуфимск до сих пор
судятся с ООО «ТБО «Экосервис» по строительству полигона и объектов мусоросортировки. Администрация округа требует разорвать контракт, ссылаясь на то, что регоператор использовал поддельные банковские гарантии. Подобные истории серьезно влияют на привлекательность Среднего Урала для вложения инвестиций в сферу обращения с ТКО.
Не верят — не платятФинансовая поддержка «мусорной реформы» из основного источника — платежей населения, как показала аудиторская проверка, остается нестабильной из-за непрозрачности формирования тарифов.
«Как показал анализ, нормативы в разы отличаются даже в сопоставимых районах. Так, тарифный диапазон на услуги региональных операторов в 2019 году составлял от 244 до 1 411 рублей за один кубометр. Следствием стала низкая собираемость — 79% в 2019 году и 76% в I полугодии 2020 года. В результате на 1 июля 2020 года отмечен риск, что 22 региональных оператора, обслуживающих 15,1 млн человек в 19 субъектах Российской Федерации, могут прекратить свои услуги», — говорится в отчете СП РФ.
Вдобавок к этому по доходам регоператоров ударили
экономические последствия коронавирусной инфекции, что наглядно было продемонстрировано в Свердловской области. По оценке руководителя ТБО «Экосервис» (оператор западной зоны) Радика Хисамутдинова, сборы к концу апреля сократились до 24%. Для сравнения: в феврале-марте 2020 года этот показатель составлял 75%. У остальных игроков дела были не лучше. У оператора северной зоны — компании «Рифей» — собираемость платежей упала с 75% до 40%, у оператора восточной зоны — ЕМУП «Спецавтобаза» — собираемость сократилась с 78% до 48%.
В результате невысокого уровня платежной дисциплины уже к концу 2019 года ряд российских регоператоров оказался в предбанкротном состоянии. В сентябре 2020 года стало известно, что операторы по сбору ТКО в ряде регионов (включая Челябинскую область) могут
приостановить деятельность из-за финансовых проблем. Такая тенденция также ставит под вопрос реализацию инфраструктурных проектов реформы. Особенно в регионах, где не проработан вопрос привлечения бизнеса в качестве инвесторов. А таковых субъектов, как было сказано выше, большинство.
Реформа в реформеНа основании полученных данных Счетная палата РФ пришла к выводу, что «мусорная реформа» не принесла ожидаемых результатов за почти два года своего существования. До настоящего времени уровень переработки отходов в России не превышает 7%. Большая часть мусора направляется на полигоны и свалки, которые зачастую не отвечают требованиям природоохранного законодательства.
«Реформа в сфере обращения с отходами пока не принесла ожидаемых результатов: по-прежнему приоритетным способом обращения с ТКО остается захоронение, при этом меры по сокращению объемов их образования не принимаются, а на создание современных технологий переработки отходов не хватает средств. В результате мощности полигонов иссякают, а несанкционированные свалки продолжают портить жизнь горожан и отравлять окружающую среду», — говорится в отчете Счетной палаты РФ.
Для того чтобы переломить ситуацию, в СП предлагают внести очередные поправки в «мусорную реформу». В частности, аудиторы предложили пересмотреть тарифы в сторону уменьшения.
Также в отчете содержится инициатива снова откорректировать региональные программы обращения с ТКО и дополнить их мерами по сокращению образования объема отходов.
Помимо этого, во всех субъектах страны предлагается пересчитать все несанкционированные свалки в городах, а также расширить меры финансовой поддержки инвестиционных проектов в области обращения с ТКО.
Большинство предложений Счетной палаты РФ потребуют дополнительного финансирования и не дают понимания, как после поправок должна заработать «мусорная реформа». Единственное, что четко следует из проверки СП — новая система обращения с ТКО оказалась нерабочей, хотя ее запуск и откладывался несколько раз для доработок. С учетом того, что федеральные и региональные власти вносят поправки по несколько раз в год, сама система все больше напоминает реформу в реформе.