На вопросы УрБК о перспективах развития фоторынка Екатеринбурга и последствиях режима ограничений в связи с пандемией COVID-19 ответил директор фотостудии Laboratory Сергей Челышев.— Сергей, как вы оцениваете перспективы фоторынка в целом в Екатеринбурге (в частности — услуги сдачи фотостудии в аренду) в 2020 году и на период до 2022 года? — Есть все предпосылки для сильной «просадки» фоторынка в Екатеринбурге. В первую очередь это коснется фотостудий, потому что наши услуги, что называется, не первой необходимости. К тому же нужно учитывать, что в целом лето для фотостудий — это самый низкий сезон, самая «яма». Плюс дополнительные факторы — кризис и карантин. Будет очень тяжело, это ощущается уже сейчас. Думаю, что все лето — начало осени будет кризисная история. Рост может начаться только к октябрю, и то при условии завершения эпидемии. Октябрь — ноябрь — декабрь — это самые высокие месяцы для фотостудии.
Что касается перспектив до 2022 года, то не готов что-то прогнозировать. Ситуация меняется стремительно, горизонт планирования сужается. Сейчас можно отслеживать только кратковременные изменения.
В целом же перспективы отрасли напрямую зависят от ситуации в экономике. Чем больше у людей денег, тем они больше готовы тратить на удовольствия, тем быстрее будут расти студии. Если же кризис продолжится — отрасль будет стагнировать. Наши услуги, повторюсь, точно не относятся к вещам первой необходимости.
— Как могут измениться бизнес-модели предоставления услуг фотографами и, соответственно, востребованность аренды студий? — Думаю, что принципиально ничего не поменяется. Единственное, что может измениться — пропорция свадебных, семейных и подобного формата фотографов. Их число уменьшится. Если раньше у нас было много «свадебщиков», то сейчас эта история под запретом. Свадеб нет. Но всем надо будет добывать деньги. И я думаю, что большая часть фотографов будет переориентироваться на съемку различных товаров и услуг, чтобы помогать бизнесу продавать все в «онлайне».
Я также уверен, что большинство фотографов поднимут цены. Если у них были раньше, например, большие пакеты, то сейчас их «располовинят». Скажем, фотосессия шла час за какую-то условную сумму, сейчас будут делать полчаса за сумму в два раза меньшую, чтобы хоть что-то продавать. А фотографы, которые плохо продвигаются, у которых мало подписчиков, которые не активны — они с рынка вылетят.
Что касается фотостудий, то здесь будут играть роль два фактора: уменьшение количества фотографов и количества съемок. Какой-то бизнес, который арендовал студию для съемок товаров в шоу-румах, сейчас переходит в свои пространства, экономит на этом, а те фотографы, которые легко находили съемки, будут не у дел. И востребованность студий будет падать.
— Изменится ли ценовая политика студий по отношению к фотографам, будут ли предложены новые продукты? Если да, то какие (в том числе в перспективе)? — Да, конечно, цены будут корректироваться. Объемы заказов будут неуклонно снижаться, и, чтобы выжить, студиям придется вести гибкую ценовую политику. Ведь заказчиков станет меньше, спрос будет падать.
Я не вижу, какие новые продукты могут предложить студии на сегодняшнем рынке. Возможно, для некоторых выходом из ситуации станет переход от простой аренды помещений к продакшену собственными силами. Для этого нужно будет создать свою команду, подобрать своих фотографов и визажистов и, таким образом, максимизировать прибыль. Но таким путем пойти могут далеко не все.
— Какой период является оптимальным (либо планируемым) для работы залов фотостудий в одном интерьере? С какой периодичностью имеет смысл менять интерьер и реквизит?— Студии бывают двух типов: интерьерные залы, где предложены готовые решения, и залы формата «собери обстановку сам». Как правило, там нет интерьеров «а-ля лофт» со множеством оборудования и так далее.
Что касается интерьерных залов, то глобальные смены интерьеров бывают редко, потому что это большие капитальные вложения. Такое происходит раз в три-пять лет. Какие-то декоративные сезонные дополнения, оформления бывают примерно раз в полгода. К Новому году студии делают праздничное оформление и, как правило, к весне, к 8 Марта. На мой взгляд, стоит менять, вернее, дополнять два раза в год.
Что касается реквизита, то тут все зависит уже индивидуально от самой студии. Реквизит вообще пополняется круглогодично — чего-то не хватает, что-то клиенты просят чаще. Это происходит в формате «есть деньги — купили».
Периодичность смены реквизита зависит от его типа. Есть интерьерный реквизит — он устаревает, надоедает, его меняют раз в два-три года А есть реквизит универсальный — разные фоны, кубы, которые подходят для любых съемок и нуждаются в реставрации, мелком ремонте. Он практически вечный — пока его не сломают.
— Можно ли отнести арендный бизнес фотостудий к пострадавшим в результате пандемии отраслям, если да, то по каким критериям?— Как и любой неработающий сегодня бизнес, фотостудии несут убытки. Но нюанс в том, что услуги фотостудий не первой необходимости. И если бизнесы, которые после снятия карантина смогут сразу запуститься, напрямую работать с потребителем — те, чьи услуги и товары востребованы — то студии, думаю, будут еще долго стоять. Пока в целом экономика не подрастет и у людей не появятся деньги, которые можно потратить не на выживание.
Фото предоставлено Сергеем Челышевым