На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» об итогах 2019 года, интернете вещей, перспективах развития мобильных сетей ответила директор компании «МегаФон» на Урале Инна Джур.— Если описать 2019 год одним словом, каким бы оно было? — Слово, наиболее ярко характеризующее прошедший год, — цифровизация. Мы делали жизнь людей удобнее, запуская решения в области видеоконтента, интернета вещей, продукты для частных клиентов и предприятий отрасли ЖКХ, медицины, сельского хозяйства, экологии и других сфер. За последнее время мы создали целую экосистему универсальных решений, которыми можно гордиться. Смело могу сказать: в плане внедрения цифровых продуктов «МегаФон» первый. Наша доля на рынке интернета вещей в 2019 году составила 43%. Число SIM-карт, задействованных в этом процессе, увеличилось до 8 млн единиц.
— Любопытно, где именно применяются ваши SIM-карты и технологии? — Они вокруг каждого из нас. Каждый десятый абонент «МегаФона» — машина: кассовые терминалы в магазинах, счетчики ЖКХ, домофоны, чайники, детские часы, сигнализации и даже ошейники на собаках — эти и многие другие предметы уже «общаются» с помощью наших технологий. Помимо бытовых примеров, большой пласт занимают серьезные экологические, промышленные решения, элементы «умного города».
— Какие решения вы внедрили на Урале?— Именно на Урале зачастую появляются первые в стране цифровые решения «МегаФона». Например, только наш небольшой город Нижняя Тура в Свердловской области может похвастаться «умными» остановками с телеком-начинкой. Жители здесь могут зарядить телефон или выйти в сеть через Wi-Fi, пока ждут свой автобус. Кроме этого, мы снабдили комплексы системой безопасности. Также для создания комфортной городской среды мы переводим диагностику и управление светофорами на автоматический режим. Такой проект запущен, к примеру, в Нижневартовске, где теперь для оценки состояния дорожных объектов нужно меньше времени, а безопасность стала выше. А на дорогах Челябинска недавно начал курсировать «умный» автобус с бесплатным Wi-Fi, розетками для подзарядки гаджетов и устройствами подсчета пассажиров.
— Мир сотрясают катаклизмы, новости о наводнениях и пожарах не сходят с главных страниц СМИ. В решении таких острых вопросов могут помочь технологии? — Безусловно. Мы стараемся применить наш опыт для сохранения экологии. Довольно активно используется наша автоматизированная система наблюдения за паводковой ситуацией: в режиме онлайн технологии позволяют контролировать изменение уровня воды в Саткинском водохранилище Челябинской области. Леса этого региона, как и леса Свердловской области, тоже находятся под наблюдением — базовые станции «МегаФона» уже стали своеобразными «глазами»: размещенные на их высоте чувствительные камеры кругового обзора помогают предупредить возгорание, предложить оптимальный маршрут к месту для экстренных служб и вовремя его блокировать. В этом случае можно сказать, что цифровизация — это современное «лекарство» от пожаров и наводнений.
— Еще одна актуальная тема — 5G. На каком этапе в «МегаФоне» находится внедрение нового стандарта? — Если говорить про базовые потребности людей: просмотр качественного видео, отправка файлов, онлайн-игры — с этим спокойно справятся существующие скорости 4G и LTE Advanced. Преимущества 5G понадобятся для внедрения беспилотного транспорта и телемедицины, дальнейшего развития интернета вещей, виртуальной реальности. В России основной этап внедрения нового стандарта должен завершиться к 2024 году, пока мы находимся на этапе решения вопроса с частотами для 5G. Но уже сегодня «МегаФон» делает шаги в этом направлении, тестируя возможности сетей пятого поколения.
— Есть конкретные примеры — какие тесты на базе 5G уже провел «МегаФон»? — Еще в рамках Чемпионата мира по футболу — 2018 мы представили первый беспилотный «КамАЗ», возивший болельщиков в тестовой зоне 5G. Весной этого года совершили первый международный видеозвонок в сети пятого поколения, позднее разогнали сеть на обычных смартфонах до рекордной скорости 2,46 Гбит/с. Буквально накануне 2020 года — в декабре — мы показали возможности беспилотного управления грузовиком на промышленной площадке — в одной из угольных шахт Кузбасса. В 2020 году планируются новые интересные применения, в том числе на территории Урала.
— Давайте перейдем к другой теме: как развивается розничная сеть продаж «МегаФона»? — Мы модернизируем розницу за счет открытия салонов продаж нового поколения с высоким уровнем сервиса и особым подходом к обслуживанию клиентов. В конце прошлого года мы обновили порядка 100 салонов в разных регионах России, включая Свердловскую, Челябинскую, Тюменскую области, Пермский край и Югру, в этом году предстоит открыть еще 300 магазинов. Новый подход к ассортименту и к обслуживанию клиентов оказался востребованным: среднедневное число клиентов за III квартал этого года в обновленных салонах выросло на 20%, средняя дневная выручка на один такой салон увеличилась на 30-40%, а средний чек — на 8 п. п. Скорость обслуживания увеличилась в два раза.
— Зачем в цифровом мире люди еще приходят в салон? Ведь есть способы решить вопросы дистанционно. — Конечно, множество вопросов сегодня можно решить самому через наш «Личный кабинет» или интернет-магазин. Но остаются неизменные вещи: люди хотят «потрогать» гаджеты перед покупкой. Как правило, за новыми телефонами чаще всего и обращаются посетители розницы. Основной спрос — на смартфоны с поддержкой скоростного интернета. Из 10 гаджетов, продаваемых у нас в салонах, уже девять поддерживают 4G. Еще один тренд — рост продаж смартфонов в кредит, потому что все чаще потребители отдают предпочтение более дорогим устройствам.
— В последнее время «МегаФон» создал много «околопрофильных» сервисов. Вы планируете развиваться в этом направлении?— У нас целая мозаика сервисов под разные задачи. «МегаФон» сегодня — это банк, кошелек, туроператор, инвестор, кинотеатр, сайт знакомств и даже проводник в мир покупок со скидками. Спектр возможностей расширяется постоянно. Из недавних примеров — платформа «МегаФон Образование», которая позволяет расширить знания «здесь и сейчас», повысить квалификацию и получить новую специальность. Для бизнеса в прошлом году мы создали «МегаФон-КАРГО» — новый сервис позволит моментально сравнивать стоимость перевозки транспортных компаний, выбирать оптимальный способ доставки, быть в курсе всех процессов транспортировки своих активов, а также подписывать транспортные накладные и доверенности на водителей цифровой подписью. Впереди — новые, еще более интересные и эффективные решения!
Фотография предоставлена пресс-службой компании «МегаФон» на Урале