Ситуация на туристическом рынке Свердловской области в новом году остается непростой, заметного роста основных показателей не наблюдается. Статистика показывает, что более половины жителей Урала в течение года в принципе не выезжают дальше собственной дачи. Они не пользуются никаким турпродуктом: не посещают санатории, базы отдыха даже в пределах региона. А загранпоездки позволяют себе лишь около 6% граждан.
На сегодняшний день есть ожидания, что открытие Египта приведет к образованию целого пласта недорогих экономичных туров, и это как-то расшевелит рынок. Причем положительный эффект от волны интереса к зарубежному отдыху может распространиться и на другие направления.
Если же этого не произойдет, а экономическая ситуация существенно не поменяется, в 2019 году можно ожидать географической корректировки предпочтений жителей региона. Так, если говорить о зимних горнолыжных турах, акценты с Италии и Франции окончательно сместятся в сторону Болгарии и Чехии, поскольку они более экономичны, а уровень сервиса на курортах этих государств в последние годы заметно вырос. В отношении летних направлений ожидается смещение в сторону недорогих безвизовых стран.
Кроме того, поскольку средний чек не увеличивается и ждать расширения географии полетов не приходится, люди, регулярно отдыхающие за рубежом, стали проявлять интерес к не самым популярным территориям знакомых стран. Если это Чехия, где многие наши земляки уже побывали, то они прибывают в страну регулярными рейсами, но отдыхают не в Праге, а, допустим, в Моравии и Карловарском регионе. Тем самым туристы не увеличивают свой бюджет, а даже могут его сократить. В Болгарии они едут не в Варну или Бургас, а в Пловдив и Велинград — это совсем другой мир. Думаю, что для туризма этот тренд станет одним из определяющих в ближайшие годы.
Также нужно отметить, что среднее количество дней, которые туристы проводят на отдыхе, скорее всего, в 2019 году еще сократится по сравнению с 2018 и 2017 годами. Такая динамика может коснуться любого направления и любого сегмента рынка. Это нужно учитывать операторским компаниям при формировании турпродукта: программы должны строиться по типу «конструктора», чтобы можно было по желанию сокращать или увеличивать продолжительность поездки.
Тревожные факты 2018 года указывают нам на необходимость усиливать аэропорт Кольцово как международный хаб. География полетов не увеличивается, уходят по экономическим причинам иностранные перевозчики, а в результате за счет нашего рынка растет московский авиаузел. В дальнейшем это может привести к смещению Екатеринбурга на обочину туристической жизни страны, причем негативный эффект здесь выходит за пределы туротрасли. Однако эту тенденцию можно преодолеть только консолидированными усилиями аэропорта, профсообщества, властей города и региона.
Что касается внутрироссийского туризма, я думаю, уральскому бизнесу стоит обратить внимание на туры, которые не связаны с авиационной составляющей в пакете: это могут быть, например, соседние области или Татарстан. Сейчас крупные операторы из топ-10 в этот сегмент не заходят. Между тем именно туда перетекает массовый потребитель, соответственно, там возникает потребность в массовом турпродукте. Думаю, в 2019 году это направление развития бизнеса будет активно изучаться, а в дальнейшем и разрабатываться. Для потребителей это будет означать удешевление турпродукта и новые стандарты качества.
Глава Уральского отделения Российского союза туриндустрии Михаил Мальцев