За 10 прошедших лет Екатеринбург пережил 4 волны насаждения айдентики, ни одна из которых не привела к появлению настоящего символа города.
Два заявочных пакета к международным выставкам EXPO (2020 и 2025) были разработаны организаторами, но канули в лету и забылись сразу же после стабильного проигрыша заявок.
Общественный конкурс по созданию логотипа привел к появлению в символическом пространстве странного для многих «Екат Ерин Бурга», но данное творение не нашло искреннего и эмоционального отклика у основной массы горожан. Продвигаемый предыдущей командой администрации, логотип стабильно попадал на все официальные материалы и не более того.
Четвертая волна айдентики вообще «растворила» индивидуальность города, поставив его в единый общий визуальный ряд с другими городами, принимавшими матчи Чемпионата мира по футболу. Спустившаяся с федерального уровня, после окончания игр праздничная айдентика исчезла и девальвировалась вместе с нераскупленными сувенирами. Следствием этого стало очередное размытие оригинальности образа Екатеринбурга.
В конце 2018 года можно смело утверждать, что вся существующая айдентика, перемешавшаяся и слипшаяся после 4-х волн, — это визуальный опыт и визуальная память проигравших.
Следует еще раз отметить, что три варианта — ЭКСПО-2020, ЭКСПО-2025 и ЧМ-2018 — разрабатывались узким кругом лиц и никак не обсуждались с городской общественностью. Это были специальные логотипы, необходимые для представления города на международных мероприятиях. После завершения заявочных кампаний по ЭКСПО айдентика оставила только отрицательные коннотации.
Несколько лет назад в городе была попытка общественной инициативы: создан логотип Екатеринбурга, который выглядит как разорванное слово «Екат Ерин Бург». Данное воплощение было воспринято городской администрацией с энтузиазмом и стало использоваться и продвигаться ею. В настоящее время его можно стабильно наблюдать на остановках общественного транспорта, канализационных люках и транспортной «Е-карте».
Можно сказать точно: за несколько лет «Екат Ерин Бург» не стал «народным» символом города. Есть определенные группы энтузиастов, которым он нравится, и к ним примкнули люди, желающие какой-то определенности и следующие официальным указаниям. Усилиями этой группы поддерживается сообщество в социальных сетях, выпускается некоторое количество сувенирной продукции. Но какой-то массовой поддержки данной эмблемы в городе не наблюдается. Нет искренней эмоциональной связи горожан с данным лого. К сожалению, мгновенной эмпатии не возникло, и «Екат Ерин Бург» «не взлетел».
Один из членов жюри конкурса по разработке логотипа, директор агентства Streetart, со-основатель фестиваля уличного искусства «Стенограффия» Евгений Фатеев считает, что с момента создания лого прошло еще недостаточно времени, чтобы он стал реальным символом.
«Хождение айдентики в народ — это длительный процесс, это большая работа по продвижению, интеграции в те или иные носители. Мне кажется, эта работа ведется. Он живет уже на киосках и даже люках. Мой личный опыт показывает, что его используют. Я постоянно с ним сталкиваюсь», — отметил Евгений Фатеев.
Несмотря на эту уверенность профессионального сообщества в правильности принятого образа, данный логотип с момента создания не стал модным, не лег в основу интернет-мемов, не породил подражаний или копирования. То есть не проникает в эмоциональную сферу, не «задевает за живое».
Практически же данный логотип стал свидетелем эпохи «сноса города», как это метко подметила редакция «Эхо Москвы — Екатеринбург». Снесли телебашню — многолетний символ города, устремленный вверх, снесли исторические памятники. В общественном смысле это — окончательный снос всенародных выборов мэра и существовавшего политического уклада.
То, что город ищет что-то новое, очевидно. Так, в 2018 году был представлен логотип к празднованию 300-летия Екатеринбурга (2023 год). Несмотря на то, что он уже разработан, он не будет использоваться, так как похожее начертание приняли на вооружение в городе Таганроге. Об этом рассказал в программе на телеканале «ЕТВ» главный художник Екатеринбурга Дмитрий Фогель.
Изображение с официального портала Екатеринбурга«Айдентику нельзя назначить. Ей постоянно придется бороться в символическом поле за свое место. Постоянно будут другие, конкурирующие визуальные эмиссии в этой области. Тем более в таком шумном и большом городе, как Екатеринбург, в котором много различных эмитентов визуального. Наверное, каким-то из них возможно скоординироваться, но не всем. И герб назначить единственным идентификационным стержнем Екатеринбурга не получится. Будут параллелизмы, будет постоянное бурление в этой области, что является, на мой взгляд, свидетельством здоровья екатеринбургского общества», — считает Евгений Фатеев.
В 2019 год город входит с расплывчатым образом себя. Можно утверждать, что 2018 год действительно стал в Екатеринбурге периодом сноса всего и всех. Вероятно, на этом расчищенном поле может появиться новая айдентика. Но для этого нельзя цепляться за визуальные руины проигравших. Екатеринбургу, всем жителям придется в очередной раз начинать с «чистого листа» и заново «придумывать», конструировать город.