Статьи
28.12.2018

Снесли всё

За 10 прошедших лет Екатеринбург пережил 4 волны насаждения айдентики, ни одна из которых не привела к появлению настоящего символа города.

Два заявочных пакета к международным выставкам EXPO (2020 и 2025) были разработаны организаторами, но канули в лету и забылись сразу же после стабильного проигрыша заявок.

Общественный конкурс по созданию логотипа привел к появлению в символическом пространстве странного для многих «Екат Ерин Бурга», но данное творение не нашло искреннего и эмоционального отклика у основной массы горожан. Продвигаемый предыдущей командой администрации, логотип стабильно попадал на все официальные материалы и не более того.

Четвертая волна айдентики вообще «растворила» индивидуальность города, поставив его в единый общий визуальный ряд с другими городами, принимавшими матчи Чемпионата мира по футболу. Спустившаяся с федерального уровня, после окончания игр праздничная айдентика исчезла и девальвировалась вместе с нераскупленными сувенирами. Следствием этого стало очередное размытие оригинальности образа Екатеринбурга.

В конце 2018 года можно смело утверждать, что вся существующая айдентика, перемешавшаяся и слипшаяся после 4-х волн, — это визуальный опыт и визуальная память проигравших.

Следует еще раз отметить, что три варианта — ЭКСПО-2020, ЭКСПО-2025 и ЧМ-2018 — разрабатывались узким кругом лиц и никак не обсуждались с городской общественностью. Это были специальные логотипы, необходимые для представления города на международных мероприятиях. После завершения заявочных кампаний по ЭКСПО айдентика оставила только отрицательные коннотации.

Снесли всё Снесли всё

Несколько лет назад в городе была попытка общественной инициативы: создан логотип Екатеринбурга, который выглядит как разорванное слово «Екат Ерин Бург». Данное воплощение было воспринято городской администрацией с энтузиазмом и стало использоваться и продвигаться ею. В настоящее время его можно стабильно наблюдать на остановках общественного транспорта, канализационных люках и транспортной «Е-карте».

Можно сказать точно: за несколько лет «Екат Ерин Бург» не стал «народным» символом города. Есть определенные группы энтузиастов, которым он нравится, и к ним примкнули люди, желающие какой-то определенности и следующие официальным указаниям. Усилиями этой группы поддерживается сообщество в социальных сетях, выпускается некоторое количество сувенирной продукции. Но какой-то массовой поддержки данной эмблемы в городе не наблюдается. Нет искренней эмоциональной связи горожан с данным лого. К сожалению, мгновенной эмпатии не возникло, и «Екат Ерин Бург» «не взлетел».

Снесли всё

Один из членов жюри конкурса по разработке логотипа, директор агентства Streetart, со-основатель фестиваля уличного искусства «Стенограффия» Евгений Фатеев считает, что с момента создания лого прошло еще недостаточно времени, чтобы он стал реальным символом.

«Хождение айдентики в народ — это длительный процесс, это большая работа по продвижению, интеграции в те или иные носители. Мне кажется, эта работа ведется. Он живет уже на киосках и даже люках. Мой личный опыт показывает, что его используют. Я постоянно с ним сталкиваюсь», — отметил Евгений Фатеев.

Несмотря на эту уверенность профессионального сообщества в правильности принятого образа, данный логотип с момента создания не стал модным, не лег в основу интернет-мемов, не породил подражаний или копирования. То есть не проникает в эмоциональную сферу, не «задевает за живое».

Практически же данный логотип стал свидетелем эпохи «сноса города», как это метко подметила редакция «Эхо Москвы — Екатеринбург». Снесли телебашню — многолетний символ города, устремленный вверх, снесли исторические памятники. В общественном смысле это — окончательный снос всенародных выборов мэра и существовавшего политического уклада.

То, что город ищет что-то новое, очевидно. Так, в 2018 году был представлен логотип к празднованию 300-летия Екатеринбурга (2023 год). Несмотря на то, что он уже разработан, он не будет использоваться, так как похожее начертание приняли на вооружение в городе Таганроге. Об этом рассказал в программе на телеканале «ЕТВ» главный художник Екатеринбурга Дмитрий Фогель.

Изображение с официального портала Екатеринбурга
Изображение с официального портала Екатеринбурга

«Айдентику нельзя назначить. Ей постоянно придется бороться в символическом поле за свое место. Постоянно будут другие, конкурирующие визуальные эмиссии в этой области. Тем более в таком шумном и большом городе, как Екатеринбург, в котором много различных эмитентов визуального. Наверное, каким-то из них возможно скоординироваться, но не всем. И герб назначить единственным идентификационным стержнем Екатеринбурга не получится. Будут параллелизмы, будет постоянное бурление в этой области, что является, на мой взгляд, свидетельством здоровья екатеринбургского общества», — считает Евгений Фатеев.

В 2019 год город входит с расплывчатым образом себя. Можно утверждать, что 2018 год действительно стал в Екатеринбурге периодом сноса всего и всех. Вероятно, на этом расчищенном поле может появиться новая айдентика. Но для этого нельзя цепляться за визуальные руины проигравших. Екатеринбургу, всем жителям придется в очередной раз начинать с «чистого листа» и заново «придумывать», конструировать город.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
29.06.2017 В Екатеринбурге выбрали логотип к 300-летию города

УрБК, Екатеринбург, 29.06.2017. Жители Екатеринбурга выбрали логотип к 300-летию города. Об этом говорится в сообщении ...

06.07.2015 Четыре работы вышли в финал конкурса на лучший логотип Екатеринбурга

УрБК, Екатеринбург, 06.07.2015. В финальном этапе голосования за выбор айдентики Екатеринбурга, который стартует 6 ...

13.07.2012 Логотип Екатеринбурга: надежды города не оправдаются

Администрация Екатеринбурга не оставляет попыток продвинуть город в федеральном и мировом информационном пространстве, ...

12.07.2012 Судьба логотипа: не то, не так и не вовремя?

Екатеринбуржцам предложили 6 вариантов на выбор ...

11.07.2012 Директор РА «Восход» Ирина Крафт: логотип города должны выбирать профессионалы

УрБК, Екатеринбург, 11.07.2012. «Логотип города, конечно, должны выбирать профессионалы, а не жители города. Ведь ...