Действующее законодательство, на основе которого разрабатываются региональные программы по переселению граждан, не содержит понятия «ветхое жилье». В связи с этим жителям домов с высокой степенью износа не стоит рассчитывать на помощь государства в вопросе улучшения жилищных условий. По крайней мере, до тех пор, пока дом не перейдет в категорию «аварийного». Пока в Свердловской области объем ветхого жилья в несколько раз превышает объем аварийного. Возможным выходом для жителей может стать проведение капитального ремонта в доме, но только в случае, если в областном фонде посчитают затраты на работы рентабельными. На практике же оказывается, что и проведение капремонта не становится панацеей от ветхого жилья.
Объем ветхого жилого фонда в Свердловской области фактически не меняется. По данным Свердловскстата, с 2000 года показатель в регионе колеблется в пределах значения 1,36-1,5 млн кв. м. Можно было ожидать, что ситуация улучшится с началом реализации на Среднем Урале программы по расселению граждан из аварийного жилья, признанного таковым на 1 января 2012 года. Однако существенных изменений не произошло.
Общая площадь ветхого жилищного фонда Свердловской области, тыс. кв. м.Как пояснили УрБК в департаменте информационной политики Свердловской области, ФЗ-185, который регламентирует переселение граждан из аварийного жилья, не содержит термина «ветхое жилье». Поэтому в региональные программы на расселение не включают дома с высокой степенью износа, а только те, которые уже находятся в аварийном состоянии.
«Обращаем ваше внимание на то, что понятие «ветхое жилье» в ФЗ-185 отсутствует, и поэтому включение таких домов в вышеуказанные программы — до тех пор, пока они не будут признаны аварийными, — было бы незаконным», — пояснили корреспонденту УрБК в ДИПе.
Между тем, по данным статистики, только в 2012-2013 годы количество многоквартирных домов (МКД) в регионе выросло в четыре раза. Так, на 1 января 2012 года в регионе было зарегистрировано 5 тыс. 423 ветхих МКД, аварийных — 1 тыс. 277 домов. На 1 января 2013 года соответственно 5 тыс. 434 дома и 1 тыс. 573 МКД.
Количество ветхих и аварийных домов в Свердловской области, ед.Возможностью улучшить жилищные условия для жителей ветхих домов мог бы стать капитальный ремонт. Однако напомним, что в регионе исключают из программы дома, проведение работ в которых нерентабельно для фонда. Как пояснял ранее министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов, к таким домам относят здания, стоимость капитального ремонта в которых оказывается больше суммы, собранной жителями за 30 лет — время действия долгосрочной программы капремонта. По словам главы минЖКХ, в таких случаях построить новый дом оказывается дешевле, чем восстановить старый.
Естественно, существует прямая зависимость между степенью изношенности и стоимостью работ. Таким образом, вероятность того, что ветхое жилье не попадет в итоге и в программу капремонта, довольно-таки высока. Возможно, это и к лучшему. Напомним, уже сейчас в Екатеринбурге зафиксированы случаи, когда капремонт приводил не к обновлению, а к разрушению дома. Так, например, произошло со зданием по адресу Суворовский переулок, 16а, где в начале февраля обрушился потолок в квартире на последнем этаже.
По информации УрБК, с сильным износом межэтажных перекрытий рабочие столкнулись и на других объектах в Екатеринбурге. Однако этот вид работ не входит в программу капремонта, поэтому собственникам придется обновлять их за свой счет.
По сути, ветхое жилье оказалось за пределами обеих программ по улучшению жилищных условий граждан: расселять его противозаконно, а ремонтировать — невыгодно и порой опасно. Между тем, согласно действующему законодательству, у собственников есть обязанность поддерживать многоквартирные дома в надлежащем состоянии. Таким образом, в случае обрушения в здании ответственность за это еще и может пасть на его жителей при наличии ТСЖ или управляющую компанию.
Валерия Кабанова