В Свердловской области изменится механизм проведения капитального ремонта. В ближайшее время в регионе появится реестр квалифицированных (добросовестных) подрядчиков. Кроме того, в России в скором времени сформируют единый «черный список» компаний, которых ранее уличили в неэффективном выполнении капремонта. Однако, как отмечают эксперты, этих мер может оказаться недостаточно для того, чтобы очистить рынок от недобросовестных игроков.
Заместитель руководителя Свердловского УФАС России Сергей Волков сегодня на пресс-конференции в Екатеринбурге заявил, что формированием «черного списка» подрядчиков капремонта будет заниматься антимонопольное ведомство.
«В список штрафников попадут компании, которые выиграли электронный аукцион на право провести капитальный ремонт, а потом уклонились от заключения договора с заказчиком. Также в реестр включат организации, не выполнившие взятые на себя обязательства по капремонту. Это будет происходить как в судебном, так и во внесудебном порядке (односторонний отказ от исполнения договора со стороны заказчика). Если компания окажется в реестре недобросовестных подрядчиков, то она автоматически исключается из списка квалифицированных (добросовестных) компаний», — заявил Сергей Волков.
По его словам, этот реестр будет федеральным. Если компания попала в «черный список» в одном российском регионе, то она не сможет работать в другом. Запрет будет действовать в течение трех лет. После этого компании исключат из этого списка.
В настоящее время ни одну свердловскую организацию не включили в реестр недобросовестных подрядчиков. Это связано с тем, что компании, которые провалили капитальный ремонт на территории Среднего Урала в 2015-2016 годах, были амнистированы.
«Пока «черный список» пуст. Региональный оператор не направил нам ни одной жалобы на подрядчиков. Дело в том, что реестр — это санкция. Наказывать по санкциям можно только на момент совершения нарушения. Соответственно, список начнет формироваться только в 2017 году», — рассказал С. Волков.
Еще один серьезный недостаток нововведений — жильцы многоквартирных домов не смогут инициировать включение того или иного подрядчика в «черный список».
«Предположим, что компания выиграла конкурс на проведение капитального ремонта, но не заключила договор. Как на этот процесс могут повлиять сами жители? Да никак. Это может сделать только заказчик», — заявил председатель комитета Общественной палаты Свердловской области по вопросам ЖКХ Сергей Полыганов.
Эксперт также посетовал на то, что в процессе реализации программы капремонта чиновники не решили проблему субподрядных организаций.
«Необходимо в этой сфере навести порядок. В прошлом году к нам заходили подрядчики, которые не имели никакого опыта проведения капитального ремонта. Что они стали делать? Перепродавать эти контракты других компаниям. Те, в свою очередь, перепродавали следующим. Данный процесс сложно остановить. Это может привести к повторению ситуации 2015 года, когда в регионе была сорвана программа капремонта. Зачем второй раз наступать на те же грабли?», — задается вопросом С. Полыганов.
Другая важная проблема — серьезные нарушения, допущенные при выборе
подрядных организаций для проведения капремонта.
Начальник отдела контроля органов власти Свердловского УФАС Игорь Жабокрик рассказал, что с начала 2017 года в УФАС поступило 5 жалоб.
«Из них четыре были признаны обоснованными, по ним выданы соответствующие предписания, которые касаются прежде всего внесения изменений в документацию», — отметил И. Жабокрик.
Кроме того, существует комплекс других важных проблем. В частности, министр энергетики и ЖКХ Николай Смирнов недавно говорил о том, что в регионе существует острый дефицит профессиональных кадров. По его словам, такого объема работ по капитальному ремонту в Свердловской области, да и в целом по России никогда не проводилось. Поэтому далеко не все строительные организации и специалисты, работающие на стройках, готовы работать в присутствии жителей.
Можно констатировать, что создание «черного списка» подрядчиков даст позитивный эффект только при комплексе других мер, которые также направлены на очищение рынка от недобросовестных игроков и повышение эффективности системы капремонта. В противном случае этот инструмент может не принести желаемых результатов.