Статьи
27.03.2017

Рынок музтоваров на минорной ноте

Фотография предоставлена сайтом morguefile.com(Kevan)С развитием кризиса в экономике рынок музыкальных товаров Екатеринбурга существенно сократился. Цены выросли пропорционально курсу иностранной валюты, обороты небольших магазинов уменьшились в разы. Выбирая продукцию по цене и внешнему виду, потребители сегодня провоцируют поток некачественных музыкальных инструментов, в частности, из Китая. А федеральные сети пытаются вытеснить с рынка местные компании, которые пытаются выжить за счет индивидуального подхода к клиентам и клубного общения.

Как отмечает управляющий магазином «Музыкальные товары» Виктор Карев, рынок музыкальной продукции в Екатеринбурге прекратил рост еще в 2008 году. С тех пор ситуация не меняется в лучшую сторону.

«Рынок рос на протяжении всех «нулевых» годов, инструменты стали общедоступными. Любой студент, подрабатывающий на автомойке, мог накопить на гитару и организовать свою группу. Кроме того, в начале 2000-х был дефицит хороших музыкальных инструментов, что подогревало интерес аудитории, появился адекватный интернет, и информация хлынула со всех сторон. В Екатеринбурге было большое количество площадок для выступлений, целая индустрия с концертами, тусовками и музыкантами. Однако в 2008 году рынок стал «схлапываться», цены выросли, многие музыканты нашли другую работу», — пояснил эксперт.

Представители бизнеса сходятся во мнении, что с конца 2014 года ситуация в сегменте усугубилась. Поскольку практически весь музыкальный товар является импортируемым, цены претерпели изменения соответственно курсу иностранных валют.

«Ситуация заставила как-то распродавать товар для покрытия расходов и давать колоссальные скидки в ущерб нормальной торговле. Больше всех, конечно, пострадали небольшие магазины. У них нет такой маржи, как в крупных федеральных сетях, соответственно, многие продавали в минус. Логично, что и обороты упали в 2-3 раза», — рассказал Виктор Карев.

«Пик кризиса наступил в 2015 году, когда цены увеличились, а продажи резко упали. К 2017 году ситуация немного выровнялась: бюджетные организации как закупали инструменты и оборудование, так и закупают, обычные же люди привыкли к новым прайсам», — отмечает менеджер по продажам магазина «Оркестр» Даниил Пугин.

Однако кризис повлиял не только на продажи. Так, снижение покупательной способности населения привело к росту спроса на дешевую продукцию, в частности, из Китая. В результате производители музыкальных инструментов ради снижения себестоимости стали экономить на материалах и технологиях. Особенно сильно «просело» качество акустических гитар.

«Если говорить о гитарах, китайская продукция, на мой взгляд, существенно потеряла в качестве. Хорошие производители за 10 лет «скатились» к браку, который практически нереально исправить. В этом виноваты и сами покупатели: у них нет культуры выбора, желания разбираться в вопросе. Многие не могут отличить по звуку гитару за 3 тыс. руб. от гитары за 30 тыс. руб. Этим пользуются некоторые производители, придавая привлекательный внешний вид инструменту, но не соблюдая элементарных требований к производству, чтобы гитара «чувствовала себя комфортно» в наших климатических условиях», — рассказал Виктор Карев.

Впрочем, по словам эксперта, в России также екатеринбургские магазины стали сотрудничать с появившимися в последнее время частными производствами музыкальных инструментов и оборудования. Их продукция зачастую намного качественнее китайской, хотя может уступать западной.

Еще одним трендом современного рынка музтоваров стало развитие интернет-торговли. Впрочем, по словам екатеринбургского композитора и музыкального продюсера Евгения Борисенко, около 90% продаж массового сегмента по-прежнему идут через реальные магазины.

«Если клавишные еще можно заказать на сайте, указав конкретную фирму и модель, и примерно понятно, какими качествами они будут обладать, то гитару обязательно нужно слушать. Поэтому люди приходят в салон и выбирают инструмент по своим критериям: кому-то нужен долгий звук, а кому-то — просто красивый дизайн. Интернетом пользуются как раз профессиональные музыканты: они ищут что-то конкретное, покупают с рук. Но здесь обычно речь не идет о «новоделе»: таким людям нужны, например, скрипки XVIII-XIX веков стоимостью от миллиона рублей, а подобные вещи не продаются в магазинах», — полагает эксперт.

В салоне Orange Music отмечают, что интернет-магазины музыкальных товаров больше служат витриной, чем дают продажи. В основном там покупают «расходники» и электронные устройства.

«Если электронику там приобретать можно, то заказ инструментов из дерева, которое имеет уникальную геометрию, может дать непредсказуемый результат. Поэтому через интернет-магазины покупают те, кто ориентирован на продукцию известных фирм, выдающих стабильное качество (но она не бывает дешевой), либо те, кто удален от физических точек продаж (например, живет в области в населенных пунктах менее 500 тыс. человек)», — пояснили в Orange Music.

Кроме того, по словам Виктора Карева, в интернете очень высок уровень конкуренции. Кто больше денег вложил в продвижение, тот и попадает в топ. В этом плане существенное преимущество имеют федеральные сети с их огромными ресурсами и жесткой политикой.

При этом управляющий «Музыкальных товаров» отмечает, что в реальной рознице «федералы» тоже хорошо «выезжают» на огромных оборотах, могут себе позволить интернет-раскрутку и скидки в 20-30%. Вся информация об акциях сразу попадает в сеть, и люди приходят в их салоны. В то же время местные магазины сосредоточились на клиент-ориентированном подходе и организации клубного общения.

«Мы уже давно ушли от модели «магазин для магазина». Стараемся быть внимательными и отзывчивыми к клиентам, закупать только качественные инструменты и доносить до потребителей всю информацию о них, в том числе о возможных рисках. Создаем вокруг себя нечто вроде клуба и учим людей слышать и понимать звук. И доверять специалистам, чьи консультации — это не только маркетинг, но и реальная помощь в выборе. В этом, наверное, залог нашего успеха, наш путь», — пояснил Виктор Карев.

Таким образом, по мнению экспертов, на рынке музыкальных товаров Екатеринбурга сложилась непростая ситуация, для изменения которой в лучшую сторону недостаточно стабильности в экономике. Наблюдаемые сегодня проблемы кроются в несформированности музыкальной индустрии в целом — с ее законами, понятными всем участникам условиями и культурой.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
13.11.2015 «Е-Фото»: Объем продаж фототехники в 2015 году снизился в два раза

УрБК, Екатеринбург, 13.11.2015. Объем покупательского спроса на фототехнику и, соответственно, уровень ее продаж в ...

01.06.2012 Интернет-продажи музыки превысили продажи компакт-дисков в Британии

Объемы продаж музыки, скачиваемой через Интернет, впервые в истории Великобритании превзошли выручку от продажи ...

25.02.2010 Руководитель некоммерческого партнерства «Интернет-магазины Екатеринбурга» Александр Потапов: В Екатеринбурге по-прежнему совершенно не развита система продаж через Интернет продовольственных товаров

УрБК, Екатеринбург, 25.02.2010. «Заказывая товары в интернет-магазинах, люди стремятся к экономии времени и денежных ...

11.02.2010 Книжный рынок Екатеринбурга: итоги кризиса

2009 год изменил ситуацию на книжном рынке Екатеринбурга. Кризис привел к закрытию целого ряда магазинов и изменению ...

05.02.2010 Книжный рынок Екатеринбурга: итоги кризиса

2009 год изменил ситуацию на книжном рынке Екатеринбурга. Кризис привел к закрытию целого ряда магазинов и изменению ...