Заместитель руководителя государственной инспекции труда в Свердловской области Михаил Балакин назвал три предприятия, которые являются самыми крупными должниками в регионе по выплате заработной платы в регионе. Два из них представляют оборонно-промышленный комплекс (ОПК) и получают львиную долю выручки в результате выполнения гособоронзаказа. Речь идет о «Заводе радиоаппаратуры» и Научно-производственном объединении (НПО) «Родина». Еще совсем недавно уральский ОПК считался одним из самых устойчивых сегментов экономики в период кризиса. Однако сейчас стало очевидно, что некоторые предприятия этого сектора столкнулись с серьезными финансовыми трудностями.
Отметим, что «Завод радиоаппаратуры» расположен в Екатеринбурге, входит в Союз оборонных предприятий Свердловской области. Основную долю выручки предприятие получает за счет поставок военной аппаратуры в Минобороны РФ: устройств и возбудителей для различных родов войск (связи, РВСН, ВМФ и других). Также организация производит технику для других головных исполнителей гособоронзаказа. В январе-сентябре 2016 года выручка предприятия сократилась в 2 раза (с 619 до 307 млн руб.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, чистая прибыль — в 7,5 раз (с 17,9 до 2,4 млн руб.).
НПО «Родина» также осуществляет свою производственную деятельность на территории Екатеринбурга. Завод специализируется на поставке крепежных изделий (болтов, гаек, винтов, шайб) для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Иными словами, компания является одним из ключевых подрядчиков для головных исполнителей гособоронзаказа. В открытых источниках нет информации о финансовой отчетности НПО «Родина», поэтому сделать вывод о тяжести экономического положения предприятия достаточно сложно.
По всей видимости, основной причиной роста задолженности по зарплате со стороны уральских предприятий ОПК стали изменения в законодательстве, связанные с выполнением гособоронзаказа. С сентября 2015 года свердловские оборонщики больше не могут распоряжаться прибылью от каждого ГОЗ до тех пор, пока полностью не закончат его выполнение. С этого момента каждый гособоронзаказ привязан к отдельному финансовому счету.
«Обстоятельством, значительно затрудняющим работу предприятия, является порядок расчетов с использованием отдельных счетов, введенный федеральным законом «О государственном оборонном заказе № 275-Ф3». Получение денежных средств от заказчиков затягивается, что создает задолженность перед поставщиками и ставит под угрозу срыва своевременное получение комплектующих и выполнение гособоронзаказа», — говорится в годовом отчете «Завода радиоаппаратуры» за 2015 год.
Скорее всего, с аналогичной проблемой столкнулись и другие свердловские производители военной техники.
Впрочем, генеральный директор Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области Владимир Щелоков считает, что уральские заводы смогли адаптироваться к нововведениям.
«Общий объем гособоронзаказов в 2016 году вырос. По логике серьезных проблем у ОПК быть не должно. Однако каждое оборонное предприятие имеет свою специфику. Где-то ситуация может быть лучше, где-то хуже. У всех по-разному. Если говорить об изменениях законодательства, то с сентября 2015 года были введены новые требования к выполнению гособоронзаказа. Однако, на мой взгляд, нам удалось к этому приспособиться. Со временем мы смогли преодолеть шероховатости, которые были поначалу», — заявил Владимир Щелоков.
Тем не менее ситуация в секторе ОПК вызывает тревогу. Как сообщил первый заместитель председателя регионального отделения «СоюзМаш» России Андрей Бухмастов, предприятия военного машиностроения априори имеют преимущество над гражданскими заводами. Они имеют гарантированный портфель госзаказов, на который не могут рассчитывать другие организации.
Несмотря на это, в списке самых проблемных предприятий по выплате заплаты фигурируют оборонные машзаводы и не представлены гражданские. Это свидетельствует о существовании серьезных финансовых проблем у некоторых заводов ОПК, которые могут быть связаны не только с законодательными изменениями, но и с изменением структуры госзакупок военной техники или низким качеством менеджмента.