В июле 2017 года в Екатеринбурге радикально изменят схему общественного транспорта. Из всех существующих 129 маршрутов останется меньше половины — 58: 9 трамвайных (из 30), 39 автобусных (из 80) и 10 троллейбусных (из 19). Городские власти рассчитывают, что этот шаг позволит сократить интервал движения транспорта до 5-7 минут, а также уменьшит среднее время маршрута из точки «А» в точку «Б». Однако благие намерения чиновников могут привести к обратным результатам. В лучшем случае нововведения создадут серьезные трудности для передвижения пассажиров, а в худшем — станут причиной настоящего транспортного коллапса.
Отметим, что существующая сегодня маршрутная схема была сформирована еще во времена СССР. В нее регулярно вносились изменения, однако они всегда имели точечный характер. Сейчас речь идет о глобальной перестройке всей системы общественного транспорта. К примеру, число трамваев в микрорайоне ЖБИ сократится с 6 до 3, автобусов — с 9 до 2. На Сортировке количество трамваев снизится с 4 до 1, автобусов — с 8 до 1. На Химмаше вместо 4 автобусов и 2 троллейбусов оставят 1 троллейбус.
По словам представителей частных перевозчиков, в настоящее время Екатеринбург просто не готов к таким масштабным изменениям.
«В первую очередь будет неудобно пассажирам из-за частых пересадок. Им придется все время переходить перекрестки, ждать следующий автобус. Даже если на улице будет, к примеру, минус 10 градусов, то это создаст большие трудности. Разработчики новой транспортной схемы утверждают, что пассажиры будут быстрее добираться из одной точки в другую. Но лично мне непонятно, откуда возьмется экономия времени. Пробки-то все равно останутся», — заявил УрБК заместитель директора ТК «Параллель» Сергей Антропов.
Кроме того, существует риск, что частные перевозчики окажутся «отрезаны» от новой транспортной системы. Сейчас их доля на рынке в сегменте автобусных перевозок достигает 70-75%. Если некоторые из них свернут свою деятельность, то среднее время ожидания транспорта не уменьшится (как предполагают городские чиновники), а увеличится.
«Согласно нововведениям, в новой схеме упор делается на автобусы большой вместимости (типа «НефАЗов»). У частных перевозчиков нет финансовых возможностей для того, чтобы купить такую технику. Если обслуживать маршрут средней длинны с интервалом 5 минут, необходимо приобрести как минимум 20 автобусов. Стоимость самого дешевого — 8 млн руб. Мы всегда ездили на «Богданах». Сейчас для этих автобусов оставят всего 13 маршрутов. Муниципальный транспорт физически не способен «закрыть» все остальные. Это приведет к неудобству пассажиров. Они будут вынуждены ждать на остановках автобусы дольше, чем в настоящее время», — рассказал Сергей Антропов.
В ближайшие месяцы в Екатеринбурге должен состояться конкурс, где распределят новые маршруты среди перевозчиков. Однако, как выяснилось, некоторые компании пока ничего не знают ни о сроках, ни об условиях участия в этом мероприятии. Кроме того, у частников до сих пор нет конкретных данных по размеру пассажиропотока, исходя из которых они смогли бы выстроить свою интеграцию в систему общественного транспорта.
Директор транспортной компании «Авто-Гамма» Олег Пьянков считает, что в Екатеринбурге создают неблагоприятные условия для работы частных перевозчиков.
«Я не могу понять, зачем в одно мгновение нужно убрать коммерческие автобусы и оставить город один на один с сильно изношенным муниципальным транспортом? А если частные структуры не захотят принимать участие в новой транспортной схеме, каков будет объем вливаний, на который городу придется пойти, чтобы справиться с пассажиропотоком? Готовы ли жители Екатеринбурга, ежедневно пользующиеся общественным транспортом, «потерпеть» несколько лет, пока новая транспортная сеть окончательно сформируется?», — задает риторические вопросы Олег Пьянков.
По его словам, нововведения приведут к полноценному коллапсу городской транспортной системы.
«Нынешняя транспортная система функционирует очень давно. Сейчас ее резко хотят разрушить. Ни к чему хорошему это не приведет. Коллапс неизбежен. Для меня однозначно, что будет только хуже. В настоящее время пассажиры ездят по давно наработанным маршрутам. Скоро все изменится. Люди будут вынужденны менять привычные автобусы, делать пересадки. Тем более в городе как были пробки, так и останутся. Поэтому все люди будут опаздывать», — считает директор транспортной компании.
Как заявили участники рынка, они не принимали участие в обсуждении новой транспортной сети. В нынешнем виде нововведения кажутся им «диверсией» против пассажиров и частных перевозчиков. Они полагают, что в сложившейся ситуации логично перенести внедрение новой маршрутной сети на более поздний срок и обсудить весь комплекс проблем.