В Екатеринбурге уже летом 2017 года заработает новая маршрутная сеть движения общественного транспорта. Реализация этого проекта подразумевает серьезные изменения во всей системе. В частности, будет значительно сокращено количество дублирующих маршрутов, а также вывод в центр города больших автобусов и «переброс» частных маршруток на окраину Екатеринбурга. Но сегодня реализация новой схемы сталкивается с негативными отзывами как от горожан, так и от частных транспортных компаний, которые не согласны с такой рокировкой.
Работа над новой маршрутной сетью движения маршрутного транспорта завершилась в конце июня 2016 года накануне «Иннопрома», где она и была презентована. Разработка была доверена фонду «Город Pro», который, в свою очередь, обратился за помощью к американскому эксперту Джарретту Уокеру.
Как ранее заявляли авторы новой схемы, изменения заключаются в сокращении количества маршрутов, курсирующих в Екатеринбурге, в то время как число самих транспортных средств останется на прежнем уровне. На сегодняшний день в городе осуществляет работу 129 маршрутов, летом 2017 года их останется всего 58. Количество трамвайных маршрутов будет сокращено с 30 до 9, автобусных — с 80 до 39, а троллейбусных — с 19 до 10. По мнению сотрудников фонда «Город Pro», подобное нововведение позволит увеличить частоту движения транспорта.
Одновременно многие жители города опасаются, что новая схема движения приведет к резкому росту числа пересадок, что неудобно, особенно зимой и при плохой погоде. Не до конца прояснена и ситуация с оплатой общественного транспорта. Ведь при существующей схеме каждая пересадка автоматически означает новую оплату проезда, а внедрение «почасовых» билетов еще даже не началось и требует серьезных вложений в инфраструктуру. Кроме того, не ясно, как схема будет работать в кризисной ситуации. Так, новая транспортная схема вообще не предполагает автобусного сообщения с районом ЖБИ, и в случае прекращения движения трамваев несколько десятков тысяч горожан могут оказаться в ситуации транспортного коллапса.
Между тем стоит отметить, что изменение в схеме движения маршрутов обеспокоило не только потенциальных пассажиров, но и частные транспортные компании, которые фактически будут «выдавлены» из центра города. Новая схема распределения маршрутов предполагает, что небольшие частные перевозчики будут обслуживать только периферийные маршруты, обеспечивая подвоз жителей из отдельных районов к «транспортным узлам», где осуществляется пересадка на основные маршруты, идущие в центр.
«При переходе на окраину города у нас в три раза сокращается маршрут следования, ведь конечные остановки как раз находятся на окраине Екатеринбурга. В результате значительно сокращается прибыль. Практические все автобусы взяты в лизинг или в кредит, и за них нужно все время платить, а если сокращается прибыль, то и платить за них нечем», — высказался представитель транспортной компании «Урал-Универсал», которая обслуживает 056 маршрут.
Однако, как уверяют в фонде «Город Pro», при создании проекта для авторов не имело значения, частное или муниципальное предприятие будет работать в центре Екатеринбурга. Главное, какой вместимости транспорт будет ходить по тем или иным маршрутам.
«Логично, что где большой пассажиропоток, должны ходить большие автобусы, там, где маленький пассажиропоток — маленькие автобусы. Сегодня на все маршрутах города используется транспорт любой вместимости. В результате транспорт не всегда справляется с большим количеством пассажиров в час пик. Частные транспортные компании на данный момент в арсенале имеют маленькие автобусы, именно поэтому было решено их перенести в отдаленные участки города с более низким пассажиропотоком», — рассказал А. Толмачев.
Тем временем, участники рынка уверены в том, что новая система движения направлена в первую очередь не на улучшение качества жизни жителей Екатеринбурга, а на снижение издержек города на общественный транспорт, что особенно актуально в период экономического кризиса.
«Основной минус новой системы именно для пассажиров в том, что людям, которые привыкли перемещаться на общественном транспорте без пересадок, придется 1-2 раза пересаживаться на другой автобус, трамвай или троллейбус. В теории скорость движения должна увеличиться, однако это на бумаге, на деле все может выйти иначе», — сказал директор транспортной компании «Параллель» Степан Николин.
Недовольство среди перевозчиков вызывает и то, что при составлении новой схемы движения никто не посоветовался с ними, более того, им до сих пор не объяснили, как будет работать эта система и насколько для них будет прибыльна работа на периферии города.
«С нами этот проект в принципе никак не обсуждался. У нас есть некоммерческое партнерство, и на последнем собрании мы написали коллективное письмо, в котором попросили дать разъяснения о сроках введения этого проекта, какие будут требования к транспорту. На данный момент нам не дали никаких пояснений по новой системе. Нужно обновлять автопарк, но нам непонятно, какие и сколько нужно брать автобусов, когда будут сроки аукционов», — сказал С. Николин.
Между тем авторы новой схемы движения общественного транспорта и не отрицают того факта, что при разработке системы они не учитывали мнение транспортных компаний, их интересует исключительно техническая сторона вопроса.
«В разработке транспортной системы принимали участие специалисты комитета по транспорту, МУУП, МОАП. Но мы не задавали им вопросы, как им будет удобнее строить маршрут. В первую очередь интересовали вопросы по условиям эксплуатации транспорта. Поскольку состав рабочей группы был ограничен, мы не могли всех пригласить на обсуждение, включили только ключевых специалистов», — пояснил руководитель проектов фонда «Город Pro» Андрей Толмачев.
Стоит также отметить, что часть коммерческих транспортных компаний обеспокоена тем, что подобные сокращения неизбежно приведут к убыткам многих частных компаний и, как следствие, к сокращению штата, а также к уходу части игроков с рынка перевозок.
Как отмечают в компании «Параллель», которая обслуживает маршруты 010, 054, 070 и 22, часть предприятий не выдержит и уйдет, но к этому и ведет администрация города для того, чтобы избежать проблемы с компенсацией для льготной категории граждан. Основная цель изменений — сокращение на рынке количества юридических лиц, чтобы было проще контролировать, не только с точки зрения технической оснащенности, но и налоговой.
«Для горожан введение новой схемы движения также ничего хорошего не принесет: им придется на двух-трех автобусах добираться до нужного места. Введение новой схемы движения общественного транспорта было бы не так болезненно, если бы муниципалитет пошел на снижение стоимости проезда. А также пассажирам придется тратить по 60-100 рублей на поездку в один конец, учитывая нынешний уровень зарплат, мало кто может себе такое позволить», — пояснили в транспортной компании «Урал-Универсал».
Несмотря на большое количество отрицательных отзывов о новой схеме движения маршрутов общественного транспорта в Екатеринбурге, есть и те, кто поддерживает данную инициативу.
«Из 900 средних автобусов должно остаться где-то 200. Прибыль от средних автобусов должна отходить большим автобусам. Да, может быть, это немного нечестно. Но все это время средние автобусы вели ползучую экспансию, забирая на себя пассажиропоток больших автобусов. Я как пассажир хочу, чтобы в городе был цивилизованный общественный транспорт, с большими автобусами, трамваями и троллейбусами. Средние автобусы не должны дублировать муниципальный транспорт», — написал на своей странице в «Фейсбуке» руководитель службы квартальных Орджоникидзевского района Алексей Беззуб.
До перестройки всей системы движения общественного транспорта в Екатеринбурге осталось меньше одного года. Вполне вероятно, что за это время частные транспортные компании смогут найти общий язык с городом и авторами нового проекта, в противном случае уже летом 2017 года горожане могут стать жертвами транспортного коллапса.