Не завершив возведение первой очереди особой экономической зоны (ОЭЗ) «Титановая долина» под Верхней Салдой, свердловские власти приняли решение запустить строительство второй. В октябре 2016 года региональное правительство, которое месяцем ранее получило полный контроль над ОЭЗ, выкупило у «УГМК-Холдинга» два земельных участка вблизи аэропорта Уктус (общей площадью почти 100 га). Сумма сделки составила 202,4 млн руб. Именно в этом месте предполагается к 2025 году построить вторую очередь ОЭЗ, которая, по замыслу чиновников, позволит создать 1,2 тыс. рабочих мест и привлечь 30 млрд руб. частных инвестиций. Однако существуют опасения, что эти планы окажутся нереализованными из-за дефицита финансирования и срыва сроков запуска первой очереди.
Отметим, что площадка под Верхней Салдой задумывалась как промышленный кластер, создаваемый вокруг титанового производства, с упором на аэрокосмическую промышленность и машиностроение. Для привлечения инвесторов предполагалось создать выгодные экономические условия: налоговые преференции, таможенные льготы, специальную тарифную политику. Серьезный импульс развитию «Титановой долины» должны были дать мощные финансовые вливания. С 2011 года областные власти потратили на реализацию проекта 1,8 млрд руб., еще 814 млн руб. были выделены из федерального бюджета. В результате этих вложений к 2015 году на территории ОЭЗ предполагалось создать 1 тыс. 806 высокотехнологичных рабочих мест.
Однако эти планы оказались далеки от реальности. По итогам I полугодия 2016 года в «Титановой долине» не создали ни одного рабочего места и не привлекли ни одного резидента. Выручка работающих там компаний за 6 месяцев текущего года составила ноль млн руб. В настоящее время в ОЭЗ зарегистрировано 10 резидентов. Однако реальную производственную деятельность осуществляет только один из них — подразделение корпорации «ВСМПО-Ависма». Остальные числятся в составе резидентов лишь формально или пока не успели завершить строительство.
В этих условиях региональные власти приняли решение запустить строительство второй очереди проекта. Планируется, что головным резидентом этой площадки станет «Уральский завод гражданской авиации», который будет по лицензии чешской компании Aircraft Industries производить ближнемагистральные пассажирские самолеты Let L-410.
Отметим, что данный лайнер был разработан еще в 1969 году. Многие эксперты считают этот самолет устаревшим и не верят в его коммерческие перспективы за пределами Среднего Урала. Поэтому существуют опасения, что вложенные средства могут никогда не окупиться.
Между тем для окончания строительства второй очереди ОЭЗ федеральным и региональным властям в перспективе придется вложить несколько миллиардов рублей, заявил гендиректор «Титановой долины» Артемий Кызласов на встрече с заместителем министра экономического развития РФ Александром Цыбульским, которая состоялась в августе 2016 года.
«Мы рассчитали, что для запуска этой территории в эксплуатацию потребуется около 3 млрд руб. бюджетных инвестиций. Эти деньги пойдут на реставрацию существующей инфраструктуры и строительство новой», — отметил Артемий Кызласов.
Откуда появятся эти деньги в условиях экономического кризиса — пока непонятно. Не секрет, что в 2016 году региональное правительство изначально вообще не планировало выделять средства на развитие ОЭЗ. В октябре чиновники изменили свое решение из-за планов запустить строительство второй очереди. До конца года областные власти выделят 40 млн руб., остальные 162,4 млн руб. будут перечислены УГМК в 2017 году.
По всей видимости, вторую очередь ОЭЗ не удастся построить без привлечения федеральных ресурсов. Однако пока нет никаких гарантий, что Минэкономразвития выделит необходимые средства, учитывая все проблемы уральской экономической зоны. В настоящее время этот вопрос находится в стадии обсуждения.
Вместо того, чтобы полностью завершить строительство первой очереди «Титановой долины», чиновники решили начать реализацию второй очереди. Это может привести к «размыванию» финансовых потоков и замедлению реализации всего проекта. Напомним, что Минэкономразвития и Счетная палата РФ по итогам проверок неоднократно указывали на срыв графика ввода построенных объектов инфраструктуры в эксплуатацию. Это стало одной из главных причин медленной реализации анонсированных ранее инвестиционных проектов.