До вступления в силу поправок в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ», кардинально меняющих целый ряд сложившихся в туротрасли устоев, осталось три месяца. Однако до сих пор идут споры, касающиеся ряда основных положений документа. Наибольшие вопросы вызывает проблема финансового регулирования новых отношений между агентскими и операторскими компаниями. Ее обсуждению, в том числе, была посвящена работа участников VI Уральского туристического конвента, прошедшего 7 октября в Екатеринбурге.
Напомним, поправки, принятые Госдумой в феврале, вступят в силу с 1 января 2017 года. По замыслу законодателей, они направлены на упорядочение деятельности всех участников рынка, но в первую очередь — на защиту прав потребителей туруслуг.
По словам вице-президента Российского союза туриндустрии Юрия Барзыкина, нововведения затрагивают несколько сторон деятельности участников бизнеса. Одним из наиболее существенных является изменение механизма финансового обеспечения ответственности туроператоров.
Так, поправки вводят дифференциацию взноса операторских компаний в резервный (бывший компенсационный) фонд «Турпомощи» в зависимости от количества туристов и общей цены турпродукта в сфере выездного туризма — от 50 тысяч до 500 тыс. руб.
Одновременно создается еще один фонд — персональной ответственности туроператоров, который формируется ежегодными взносами в размере 1% от общей цены турпродукта в сфере выездного туризма. Его можно наполнить сразу в максимальном размере — 7% от общей цены турпродукта. Средства этого фонда идут на возмещение ущерба туристам, которые не смогли выехать на отдых в связи с неисполнением туроператором своих обязательств. Здесь, по словам экспертов, кроется первая опасность нового закона.
«Для крупного туроператора 7% от его оборота может означать сумму порядка 7 млрд руб. Такие деньги быстро найти компании просто негде: банки турбизнес не кредитуют», — отмечает президент группы компаний «Виста» Максим Пузанков.
Следующая опасность кроется в нововведении, обязывающем турагентов действовать на основании договора с туроператором и выданной им доверенности на реализацию его турпродукта. Здесь наблюдается юридическая коллизия, позволяющая по-разному толковать закон.
«Эта поправка учтена не в самом ФЗ, а в правилах, которые определяют порядок оказания туристических услуг. Таким образом, подзаконный акт превращается в «надзаконный». В самом же законе за турагентством сохраняется право действовать не только «от имени и по поручению» туроператора, но и от собственного имени. Эта коллизия до сих пор не устранена», — поясняет Юрий Барзыкин.
Кроме того, директор турфирмы «Мир» Сергей Бузько полагает, что агентские компании вообще не обязаны заниматься исключительно реализацией туроператорского продукта. Это существенное ограничение возможностей их бизнеса и еще одна недоработка закона.
Из всего вышесказанного вытекает, по мнению профсообщества, следующий спорный момент, касающийся взаимоотношений участников бизнеса. Если все-таки турагентства станут работать от имени и по поручению туроператоров, последним придется принять на себя ответственность за их деятельность и нести дополнительные риски. Такое взаимодействие возможно только в случае заключения с розничными партнерами агентских договоров на условиях депозитов.
«Туроператоры, которым нужно наполнять фонд персональной ответственности, будут склонны к тому, чтобы собрать деньги с турагентств в виде депозитов. Для небольших компаний эти взносы составят 200-300 тыс. руб., для более крупных — 1 млн руб. Далеко не у всех такие деньги есть. Чтобы решить эту проблему, кто-то вступит в сети, а кто-то попросту соберет с туристов аванс. И опять деньги, заплаченные за турпутевку, пойдут на другие цели», — пояснил Максим Пузанков.
Кроме того, по словам экспертов, в случае банкротства туроператоров компании, оформившие вклады, эти деньги потеряют. От такой ситуации поправки в закон о туризме защитить не могут.
«Фактически туроператоры массового сегмента в виде этих депозитов получают беспроцентный и бесконтрольный кредит. Но что будет, если они сами уйдут? Не стоит надеяться только на добросовестность компаний. Этот вопрос сегодня остается открытым», — отмечает генеральный директор ГК «Виста» Олег Хигер.
Впрочем, по его словам, структурирование турбизнеса — процесс неизбежный. Вопрос лишь в том, чтобы найти действенные механизмы, позволяющие сделать бизнес действительно прозрачным, а не еще больше усложнить и без того непростую ситуацию в отрасли.
Таким образом, эксперты сходятся во мнении, что для эффективной работы вступающих с 1 января в силу поправок турсообществу необходимо выработать единую позицию по спорным вопросам и донести ее до законодателей. В противном случае итогом их реализации будет лишь дополнительная финансовая и административная нагрузка на турбизнес.