Налоговая политика государства не должна носить исключительно фискальный характер. Ее необходимо использовать как инструмент «кнута и пряника» для бизнеса. На мой взгляд, нельзя брать налоги с начинающих предпринимателей. То же самое касается компаний, которые выпускают высокотехнологичную продукцию. Для сравнения, в Европе для таких организаций резко уменьшают нагрузку на 3 года. А в России компании не хотят производить инновационную продукцию, потому что это требует больших дополнительных затрат.
Мы понимаем, что инициатива Минфина о повышении НДС и социальных взносов с зарплаты в 2017 году появилась не на пустом месте. В текущей экономической ситуации государство пытается всеми доступными средствами пополнить бюджет. Российские власти вынуждены искать деньги. Однако важно, чтобы нововведения не оказались избыточными. Повышение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес (МСБ) может привести к уходу части компаний в «тень». Если это произойдет, то налоговые органы уже не смогут с них ничего взять. Нередко малый и средний бизнес, который становится «теневым», уходит в криминал, начинает выпускать фальсификат, у него появляются коррупционные элементы.
Для того, чтобы избежать негативных последствий, необходимо обсуждать все нововведения с бизнес-сообществом. Предприниматели должны сами принять участие в обсуждении проблемы налоговой нагрузки. Здесь важно понять, для каких компаний можно увеличить сборы, а для каких нельзя. Я считаю, что властям необходимо в первую очередь обратить внимание на крупные предприятия. Многие из них имеют «офшоры» за границей и не платят с них налоги.
Если говорить в целом о политике государства в сфере МСБ, то можно отметить позитивные сдвиги. В последние годы у нас появилась упрощенная схема налогообложения, патентная система, произошло уменьшение региональных налогов и внедрение электронной отчетности.
В последние два года уменьшилось количество налоговых проверок свердловского малого и среднего бизнеса. Сейчас надзорные органы имеют электронную базу, где можно посмотреть баланс любого предприятия. Поэтому налоговая стала чаще совершать проверки по-настоящему проблемных предприятий. У нее отпала необходимость приходить наобум и вручную поднимать необходимую документацию. Можно зайти в электронную программу и все посмотреть. Раньше было много пустых проверок. Сейчас их эффективность заметно повысилась. Большинство законопослушных компаний оставили в покое. Это большой плюс для МСБ.
Однако существуют и отрицательные тенденции. Сейчас многие малые организации жалуются, что крупные предприятия берут у них деньги и не возвращают их вовремя (до полугода). По факту малые предприятия кредитуют крупный бизнес. Таких жалоб много очень. Вместо того, чтобы брать дорогостоящие кредиты, крупные предприятия просто не торопятся расплачиваться с МСБ. И тут им никто помочь не может, потому что если предприниматель подаст в суд, то сразу попадает в «черный список». Больше с ним работать не будут, и в малых городах, где только одно крупное предприятие, предпринимателям деваться некуда.
Я давно говорил, что государству надо оставить нас в покое. Потому что каждый месяц приходят новые поправки в законопроекты по налогам, по контрольно-надзорным органам. Правила игры все время меняются. Даже аудиторы и юристы не успевают за бесконечными нововведениями. Малый и средний бизнес лучше вообще не трогать. На мой взгляд, необходимо заморозить существующее законодательство, которое касается МСБ. Нашей отрасли нужна стабильность.
Анатолий Филиппенков, президент Свердловского областного союза малого и среднего бизнеса