После устойчиво жаркой погоды, продлившейся на Среднем Урале почти все лето, наступило резкое похолодание, заставившее кафе и рестораны Екатеринбурга отказаться от летних веранд. Итоги их работы в прошедшем сезоне рестораторы оценивают по-разному. Одни отмечают, что из-за снижения доходов граждан и аномальной жары было меньше посетителей, желающих отдохнуть на открытом воздухе. Другие, наоборот, считают погоду благоприятной, а выручку от веранд — достаточно высокой.
Согласно данным портала luckyducky.ru, в формате open-air в этом году отработали сезон более 120 екатеринбургских заведений общепита. В нижнем ценовом сегменте были представлены в основном заведения быстрого питания (в частности, McDonald`s) и ряд кафе восточной кухни. Их средний чек составил в среднем 200-400 руб. Наиболее дорогими оказались веранды ресторанов «Порт Стенли» и James, English Pub & Restaurant со средним чеком 3 тыс. руб., а также «Малиновки» и Del Mare — 2,5 тыс. руб.
Однако наибольшая часть кафе и ресторанов с летними верандами ориентировалась на гостей, готовых потратить за визит от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб. Среди них такие заведения, как ирландский паб «Старый Дублин», рестораны «Портофино», «Васаби», Royal Pub & Restaurant, Pan Smetan, кафе «Грильяж» и многие другие.
По словам директора Freelance Café и Traveler’s Coffee Алексея Гресько, выручка от открытых веранд в прошедшем летнем сезоне оказалась существенно выше, чем в предыдущие два года, когда погода не располагала к проведению времени на открытом воздухе. При этом за год цены выросли незначительно — в среднем на 5%.
«Летние веранды в этом году отработали хорошо: основной фактор, конечно, здесь погода. Кроме того, немаловажно, что в центре Екатеринбурга стало чище, появилось больше мест, вызывающих интерес. Поэтому по вечерам люди чаще выходили прогуляться, в том числе по центральным улицам и скверам города, и заходили посидеть в кафе на открытом воздухе. Думаю, оборот веранды был выше прошлогоднего примерно на 40%. При этом общий оборот тоже вырос, но не столь значительно», — пояснил Алексей Гресько.
В то же время, по словам экспертов, период востребованности летних веранд в этом году оказался не слишком продолжительным, завершившись довольно резко в первую неделю сентября.
«Нельзя сказать, что сезон был коротким или неудачным. Веранда отработала лучше, чем в прошлом году, несмотря на жару: посетителей было заметно больше. Однако на сегодняшний день она уже закрыта, хотя обычно продолжает принимать гостей до середины сентября», — рассказали в ирландском пабе «Старый Дублин».
Впрочем, генеральный директор компании «Ресторан» Олег Ананьев оценивает итоги сезона совсем иначе. По его словам, погода этим летом оказала скорее негативное влияние на бизнес в формате open-air.
«Из летних веранд работали только те, которые оборудованы кондиционерами или специальной увлажняющей воздух курортной аппаратурой. Даже в вечернее время было очень жарко и душно: и работать, и отдыхать в таких условиях невозможно. Поэтому в выходные дни посетителей практически не было: все старались убраться из города, выехать на природу. Соответственно, и оборот оказался меньше, чем в прошлом году, хотя окончательных подсчетов мы еще не делали», — пояснил эксперт.
Впрочем, по словам Олега Ананьева, снижение оборота в ресторанном бизнесе является общим трендом, характерным не только для открытых террас. Негативные явления в экономике, повлиявшие на доходы граждан, даже при благоприятных погодных условиях не позволяют заведениям достичь показателей докризисных лет независимо от формата.
«Теперь обороты становятся все меньше и меньше — это нужно иметь в виду в любом случае. И повода для роста у них пока нет. Причиной этого является в первую очередь кризис, однако и аномальная жара оказала в этом сезоне свое негативное влияние», — пояснил эксперт.
Таким образом, несмотря на различные оценки итогов сезона, екатеринбургские рестораторы сходятся во мнении, что проблемы летних веранд в уральском климате вполне могут быть решены за счет оборудования для климат-контроля и корректировки формата работы. В то же время, сегодня на ресторанный бизнес негативное влияние оказывают макроэкономические тенденции, не дающие участникам рынка изменять цены пропорционально росту затрат. Поэтому даже в удачный сезон прибыль не сопоставима с уровнем докризисных лет. Такая ситуация сохранится до тех пор, пока доходы населения не начнут расти.