Повышение стоимости обучения на водительские права на фоне падающих доходов населения привело к существенному сокращению спроса на услуги екатеринбургских автошкол. По словам экспертов, многие учебные заведения прекратили работу или стали демпинговать, зачастую выходя за рамки правового поля. Ситуацию может усугубить введение новых правил сдачи экзаменов с 1 сентября текущего года: они также могут повлечь за собой дополнительные затраты для курсантов.
По словам президента Уральской ассоциации автошкол Георгия Коваленко, за последние два года в Екатеринбурге ситуация в сфере предоставления услуг по подготовке к экзаменам на получение водительских прав существенно осложнилась.
«К уровню 2014-2015 годов число желающих учиться на права снизилось примерно на 20%. Это связано и с повышением цен после введения новой системы подготовки, и с кризисом в экономике. Сегодня стоимость полноценного обучения в автошколе не может быть ниже 30-35 тыс. руб., и это многим не по карману», — отметил эксперт.
Участники рынка отмечают, что ряд автошкол, чтобы избежать убытков, стали привлекать клиентов низкой ценой вплоть до очевидного демпинга.
«Если организации предлагают обучение за 20 тыс. руб., значит, они либо сокращают часы вождения, чем нарушают лицензионные требования, либо используют другие схемы, также приводящие к снижению качества обучения. Выпускники таких школ потом зачастую не могут сдать на права и несут еще большие затраты — на повторное обучение, пересдачи и дополнительные часы вождения», — пояснил Георгий Коваленко.
Ситуация может усугубиться вступлением в силу нового технического регламента сдачи на водительские права.
Напомним, новые правила сдачи экзаменов в ГИБДД вступают в силу с 1 сентября 2016 года. В основном изменения коснутся теоретического блока. Практическое испытание на автодроме также станет сложнее — вместо трех фигур курсантам предстоит успешно сдать пять. Соответственно, возрастут и требования к площадкам, на которых проводятся испытания.
«Поскольку таких автодромов у ГИБДД нет, будут заключаться соглашения с автошколами на использование их материальной базы для проведения экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством. Новые правила это позволяют», — пояснил заместитель начальника отдела экзаменационной работы, технического надзора и регистрации автомототранспортных средств управления ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области Иван Мальгин.
Между тем, по словам Георгия Коваленко, на сегодняшний день только 3 из 80 автошкол в Екатеринбурге имеют собственный автодром, соответствующий всем требованиям и позволяющий сотрудникам ГИБДД принимать экзамены. Остальным организациям придется заключать с этими школами коммерческие соглашения на использование их площадок.
«Таким образом, затраты автошкол возрастут и, в конечном счете, будут переложены на курсантов. То есть, стоимость обучения повысится. Кроме того, из-за введения новых правил приема экзаменов неизбежно сократится число сдающих с первого раза. Соответственно вырастет и количество пересдач, которые учащимся тоже придется оплачивать. В целом затраты на обучение вырастут на 20-25%», — пояснил он.
Все это, по мнению эксперта, приведет к снижению конкурентоспособности недостаточно оборудованных автошкол и уходу их с рынка.
Впрочем, представитель Федерации автовладельцев России в Свердловской области Максим Едрышов полагает, что это закономерный процесс, направленный на упорядочение рынка и повышение качества подготовки водителей.
«О новых требованиях известно давно, и у автошкол было достаточно времени к ним подготовиться, в том числе привести в порядок материально-техническую базу. В уходе с рынка организаций, не сумевших этого сделать, я думаю, нет ничего плохого. Что касается цен — да, они вырастут, и это объективный фактор, поскольку требования ужесточаются. Но это будет происходить постепенно, студентам будут предоставляться рассрочки. Главное, что эти меры направлены на то, чтобы человек, прошедший обучение, мог действительно ориентироваться на дороге, а не только сдать экзамен», — отметил он.
Таким образом, по мнению экспертов, рынок услуг автошкол Екатеринбурга ждет существенное изменение, связанное с ростом стоимости обучения и дальнейшим сокращением количества игроков. По разным оценкам, количество организаций, работающих в данной сфере, может уменьшиться на 25-30%. Однако приведут ли нововведения к реальному повышению качества обучения, пока сказать сложно — эксперты не исключают, что они лишь вызовут новый поток нарушений со стороны автошкол.