Президиум правительства Свердловской области в минувший понедельник одобрил концепцию оформления и размещения объектов наружной рекламы на территории региона. Вдоль дорог и в центре Екатеринбурга количество рекламных конструкций сократится. Станет меньше и их формат. С одной стороны, информационная нагрузка на жителей региона снизится, с другой — может пострадать рекламный бизнес.
Появление данной концепции вызвано поправками в общероссийской ГОСТ для размещения наружной рекламы, которые вступили в силу с 1 марта 2016 года. Если раньше аналогичные правила имели рекомендательный характер (их можно было не учитывать), то теперь ГОСТ стал обязательным для исполнения всеми. При этом регионам потребовалось конкретизировать новшество под собственные реалии, тем более что накопилось немало нарушений. Свердловская область не стала исключением.
«Анализ текущей ситуации в сфере размещения рекламы выявил следующие проблемы на территории Свердловской области: значительная часть конструкций средств наружной рекламы не обеспечивает безопасной городской среды; многие рекламные конструкции нависают над проезжей частью, пешеходными зонами, ограничивают видимость на дорогах; отмечается перегруженность пространства рекламными носителями; зачастую конструкции имеют неудовлетворительное техническое состояние, искажая внешний архитектурный облик», — доложил на заседании президиума заместитель председателя правительства региона Сергей Зырянов.
Более всего перегружен рекламой областной центр. Региональные власти выявили на территории Екатеринбурга 7 тыс. 990 рекламных конструкций, из которых только на 1 тыс. 508 оформлена вся необходимая разрешительная документация.
Возможно, поэтому в региональной концепции столице Урала уделено повышенное внимание. Екатеринбург поделен на несколько зон: историческую, центральную, жилую и территорию прочего назначения. И поскольку на улицах, отнесенных к исторической зоне, расположено порядка 340 памятников архитектуры, здесь позволено размещение рекламных конструкций исключительно малого формата (сити-формат, пиллар, тумба, остановочные комплексы). В центральной зоне с учетом высокого уровня пешеходного и автомобильного потока разрешены все рекламные конструкции, кроме крупноформатных.
Третья зона представляет собой преимущественно жилой сектор, а также территорию промышленного назначения — здесь допускается размещение любых рекламных конструкций, в том числе на крышах. То же самое относится к зоне территорий прочего назначения, в которую входят все остальные земли, находящиеся в границах города.
Особо в концепции выделены вопросы размещения рекламных конструкций на улицах, отнесенных к основному, резервному и второстепенным маршрутам следования клиентских групп FIFA в период проведения в Екатеринбурге чемпионата мира по футболу. Наружная реклама на гостевом маршруте также исключает наличие крупных рекламных носителей.
Размещение медиаэкранов, LED-дисплеев и иных высокотехнологичных конструкций возможно в любой из предусмотренных концепцией территориальных зон. Однако такую возможность нужно обсуждать в индивидуальном порядке на профильной комиссии регионального министерства госимущества.
Все эти нововведения избавят центр Екатеринбурга от излишней информационной нагрузки — исчезнут рекламные конструкции на крышах домов и крупные щиты вдоль дорог. Но могут пострадать легальные игроки рекламного рынка, работающие в этом бизнесе не один год.
«На нашем бизнесе это скажется отрицательно, потому что количество согласованных рекламных конструкций станет меньше, их формат тоже будет меньше. Между тем клиенты предпочитают крупные рекламные конструкции. Более того, из-за сокращения количества рекламных носителей собственник поднимет арендную плату, а клиенты сейчас не готовы к этому», — пояснила корреспонденту УрБК менеджер по работе с клиентами рекламного агентства «3Х6» Елена Плеханова.
Впрочем, среди участников рынка есть и те, кто приветствует нововведения. В частности, исполнительный директор рекламной группы Deltaplan Станислав Черный сообщил УрБК, что с точки зрения рекламодателей, любая определенность «это, безусловно, благо», а «царящий сейчас в outdoor индустрии хаос не идет на пользу ни отрасли, ни брендам».
«Доходит до абсурдных ситуаций. Так как нет общедоступной информации, какая конструкция законна, а какая — нет, рекламодателя могут внезапно вызвать в правоохранительные органы за размещение на нелегитимной поверхности. Даже если ответственность за размещение по договору несет владелец рекламной поверхности, а не рекламодатель. Последнему все равно придется вступить в объяснения с соответствующими структурами. Возможности подстраховаться, проверить адресную программу на предмет ее законности, нет. Не застрахованы даже недавно разыгранные на торгах конструкции. Outdoor рулетка», — считает Станислав Черный.
При этом он отметил, что принятая концепция содержит ряд общих мест и формулировок, которые не способствуют решению данных задач. Многие из них были озвучены на обсуждении концепции в Общественной палате, часть носят критический характер.
«Не просчитанные или не подкрепленные конкретикой требования открывают простор для коррупционной составляющей и могут усилить негативные тенденции рынка. Надеемся, что в ходе реализации концепции все замечания профессионального сообщества будут учтены», — добавил С. Черный.
Таким образом, говорить о том, что одобренная концепция сразу же решит все проблемы, пока преждевременно. Так, существует опасность, что освободившееся место в центре Екатеринбурга может заполонить так называемый рекламный мусор — объявления на заборах, урнах, деревьях и даже надписи на асфальте. Между тем в принятой концепции ничего не говорится о регулировании подобной рекламной деятельности. Это скорее относится к компетенции тех, кто убирает улицы города.