Статьи
16.06.2016

Александр Пуртов: Тату-индустрия перенасыщена мастерами-недоучками

Александр Пуртов: Тату-индустрия перенасыщена мастерами-недоучкамиДиректор екатеринбургской тату-студии «Ink Boy» Александр Пуртов рассказал ИАА «УралБизнесКонсалтинг», как государство регулирует тату-индустрию, основные проблемы сферы, и как кризис повлиял на отрасль.

— Тату-индустрия относительно недавно получила широкое распространение. До сих пор ли люди воспринимают работу тату-мастера скорее как увлечение, чем полноценный вид деятельности?

— Сейчас уже все гораздо лучше, чем даже пять лет назад. Многие уже воспринимают тату-индустрию именно как бизнес, а не хобби или пережиток зоновских понятий, как это было принято раньше. Влияние Запада дает о себе знать.

Но есть и те, кто все еще подвержен стереотипам из 90-х. Естественно, они очень далеки от художественной татуировки. Пока у людей в массе не изменится понимание, мы Запад не догоним — от него сейчас лет на 10 отстаем точно. У нас тату-бизнес пока в зародышевом состоянии и только-только начинает принимать вид нормальной индустрии.

Если бы не было тату-фестивалей и соревнований, за счет которых в основном и развиваются мастера, то мы по-прежнему оставались бы на уровне 80-х годов. А так — конкуренция очень высокая, а количество татуировщиков, мастеров и студий растет день ото дня.

— Раз идет бурный рост тату-студий, то открыть свой салон, наверное, достаточно легко?

— Растет количество студий, которые работают нелегально. Причем дело не столько в бюрократических сложностях: открыть ИП, найти помещение и получить подтверждение СанПин — не так долго. А вот соблюдать это в постоянном режиме куда сложнее. Пленки, которые вовремя не поменяли, непокрытые провода, отсутствие перчаток, нестерильные держатели — все это может привести к перекрестному заражению от одного клиента к другому. Случаи бывают разные: люди могут даже не знать о том, что являются переносчиками — до определенного момента у них инфекция никак не проявляется.

Такого рода подпольные студии являются источником ВИЧ-инфекций примерно в 30% случаев заболеваний по городу. Все из-за нестерильных инструментов и несоблюдения санитарных норм. Конечно, и мастерам необходимо проверяться на различные заболевания как минимум раз в полгода. В подпольных студиях чаще всего на это не обращают внимание. А ведь наша главная ответственность — жизнь и здоровье людей.

— Много ли в Екатеринбурге таких подпольных студий?

— Очень. Больше, чем кто-либо может себе представить. В среднем в месяц выходит около 50 учеников тату-мастеров из разных студий. Кто-то устраивается в салоны и работает в нормальных условиях, а кто-то считает, что после двух недель обучения готов открыть свою студию.

Качество работ в таких студиях очень низкое, а за счет численного преимущества перед хорошими салонами они задают общее представление об уровне тату-мастеров в Екатеринбурге.

Кроме того, они портят всю ценовую политику в городе. Стоимость татуировки зависит от уровня и опыта мастера, затрат на аренду, расходных материалов и оборудования. А если они «бьют» на дому и используют очень дешевое тату-оборудование и материалы, то расходы у них, соответственно, ниже.

Между тем дешевая краска не просто не качественна, но и может быть опасна для жизни. В красках для татуировок в очень маленьких пропорциях содержатся тяжелые металлы, чтобы пигмент не выпадал. В этом плане китайцы не мучают себя подконтрольностью и мешают что угодно, там можно найти даже ртуть или цинк в опасном количестве. Из-за этого появляется сыпь, а кожа покрывается шрамами без возможности ее реабилитации.

В крупных студиях на обучении чаще всего объясняют, что хорошее оборудование — изначально залог хорошей татуировки. Если на него нет денег — не работай татуировщиком, заработай сначала на машинку. А в теневых студиях об этом никто не задумывается. В этом плане неорганизованность обучения — источник всех проблем в индустрии. Не всем мастерам даже хватает осознания, что сначала необходимо выучить санитарные и медицинские нормы, а уже потом делать татуировки.

— Почему же у нас такое низкое качество обучения?

— Потому что многие тату-студии рассматривают обучение как бизнес и ставят на поток. Для них это прибыльно: можно получить 20 тыс. руб. за обучение, обязать ученика на 10 тыс. руб. купить у них оборудование и еще взять с него неустойку, если не хочет потом работать в этом салоне. И так с каждого ученика салон может иметь в месяц по 50 тыс. руб., ни о чем не задумываясь. Выпускать при хорошем желании одна студия может до 10-15 мастеров в месяц.

Эти мастера-недоучки в итоге становятся проблемой, с которой невозможно бороться. Они заполняют все салоны, а обязать студии прекратить обучать людей нельзя. Самого понятия мастера, специалиста по художественной татуировке сейчас нет, его стерли.

У нас в салоне практически весь город покупает расходные материалы. Предоставить хорошее портфолио могут не больше трети. Многие рассказывают, что обучения как процесса вообще нет. Они приходят в студию, платят деньги, им вручают в руки машинку, садят какого-то подопытного алкоголика, который согласен за бесплатно что угодно наковырять на себе, и они сидят вдесятером мучают его. В первый же день. И таких студий немало. Это страшно.

У меня две ученицы, каждая по полгода учится, и то только одну я пока допустил к человеку. До этого они тренировались на специальной коже для практики, апельсинах, свиных вырезках, но никак не на людях.

— Но ведь репутация — один из важнейших критериев для тату-мастера, а вы говорите, что теневые мастера не обращают на это внимание.

— К сожалению, чаще всего мышление наших граждан построено так, что они готовы купить себе кроссовки на сезон за 6 тыс. руб., а татуировку на всю жизнь хотят за 500 руб., не осознавая, что все заложенное в цену направлено на то, чтобы сохранить их здоровье и сделать максимально качественную работу. По опыту, только 5% людей с дотошностью подходят к выбору салона, смотрят портфолио мастера, интересуются качеством материалов и прочее.

Остальные первым делом идут к дешевым «домушникам», которые за 500 руб. наковыряют им какую-нибудь страшную звездочку. Позже это все расплывется, превращается в синее пятно, и только тогда люди идут исправлять в хороший тату-салон. Но, как всегда, скупой платит дважды: перекрыть некачественную татуировку стоит дороже, чем сделать новую.

Подпольные студии и рассчитаны на такую текучку: как можно больше затащить клиентов, а что будет дальше, их не волнует. С хорошими салонами клиенты чаще всего сразу становятся постоянными — возвращается около 80%. Поэтому все нормальные студии заинтересованы в поддержании хорошего имиджа: это одно из конкурентных преимуществ.

Стоит отметить, что наши регулирующие органы сами в какой-то мере способствуют появлению теневых студий, потому что нередко они в открытую говорят: не мучайтесь, найдите какое-нибудь другое ИП, под него снимите помещение и работайте себе. То есть сейчас контролем сферы вообще никто не хочет заниматься, и любые надзорные органы не обращают внимание вообще.

— То есть легальные салоны выступают за ужесточение контроля со стороны государства в отрасли?

— Я считаю, что грамотное регулирование отрасли, несомненно, нужно, потому что это улучшит качество оказываемых услуг и поднимет уровень нашей индустрии на новый уровень. Все будет нормально, если сделают по аналогии с Западом, где получить лицензию тату-мастера можно онлайн, а самое важное — это сдача экзамена, подтверждение медицинских книжек и прочее. Если так смогут урегулировать сферу, то 60% тату-салонов выйдут «из тени». Сейчас «в тени» находятся, наверное, 90%. Очень мало тех, кто работает в открытую.

На сегодняшний день нет единых требований к тату-салонам. Все источники говорят о разном: кто-то утверждает, что сертификация нужна, кто-то — что малый бизнес ей не подвергается. По ОКВЭДУ, мы находимся в одной категории с астрологами и эскорт-услугами и относимся к бытовым услугам, а не косметологии, как татуаж, или микрохирургии, как пирсинг.

По ГОСТу, который недавно разработали, татуировщиков называют «мастерами дермопигментации», как бы смешно это ни звучало. А машинка — это «одноразовая ручка со сменным держателем», что даже близко не похоже на этот механизм. Саму татуировку, по ГОСТу, мы должны подбирать «исходя из имиджа клиента», а потом в течение 10 лет интересоваться его судьбой. За нарушение студию могут лишить сертификата, который пока еще даже не выдают. Профильная комиссия создана только на словах: выбрано название и адрес, а в реальности ее не существует. Это же вообще не несет логики.

— Сильно ли кризис повлиял на тату-индустрию?

— Да, поскольку все расходные материалы и оборудование зарубежные, то из-за курса валют цена очень сильно варьируется. Наши все расходники в основном американские, и цена по ним по сравнению с прошлым годом выросла в 4-5 раз. Тяжело в этом плане, потому что смыла переходить на некачественное оборудование нет: тогда и работы потеряют в качестве.

Некоторые компании вообще сейчас отказываются экспортировать в Россию материалы или давать дистрибьютерские права русским продавцам. Официальных продавцов марок краски можно по пальцам пересчитать. Иногда даже бывают спекуляции со стороны российских производителей, которые переводят стоимость своей продукции в долларовый эквивалент и продают с зарубежных рынков в три раза дороже. В целом рынок у нас заполнен китайским оборудованием, которое для татуирования не годится. Гвоздь им забить, порыбачить можно, но не более.

В кризис очень многие владельцы помещений, особенно «частники», не могут установить какую-то среднюю цену, и одинаковые площади в одном здании часто различаются по стоимости на 30-50%. Поэтому в кризис, наверное, лучшим вариантом является аренда муниципальных площадей. Конечно, это огромный пакет документов, и требуется идеальная история в налоговой, но зато можно пять лет потом спокойно работать.

Клиентов тоже стало меньше. Ситуация у всех одинаковая: денег нет. Люди предпочитают потратить деньги на продукты, а не на татуировку. Поэтому страдает вся сфера услуг. Клиентопоток сильно снизился даже по сравнению с прошлым годом. Многие знакомые мастера из других студий зимой сидели по месяцу-полтора вообще без заказов. В условиях, когда людям постоянно задерживают зарплату, им не до татуировок.

Валерия Кабанова
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
30.01.2014 Группа «Тату» может оказаться в числе выступающих на открытии Олимпиады-2014

Российская группа «Тату» в соцсети объявила о своем выступлении на церемонии открытии Олимпиады в Сочи, сообщает ...

26.12.2013 Слава PTRK: В России пока нет понимания, что в искусство надо вкладывать деньги

На вопросы УрБК ответил один из известных уличных художников России Слава PTRK ...

02.04.2013 Житель США сделал татуировку собаке

Житель американского штата Северная Каролина Эрнесто Родригес обратился к тату-мастеру, чтобы тот сделал татуировку ...

23.01.2013 Рисковый бизнес: фотостудии Екатеринбурга

Последние месяцы на рынке фотографических услуг Екатеринбурга были отмечены закрытием сразу двух крупных фотостудий — ...

09.06.2011 Жительница Голландии сделала татуировку на руке с изображением 152 друзей

Как передает РИА Новости, голландка сделала на руке татуировку, на которой изображены 152 ее друга из социальной сети ...