Объем рынка грузоперевозок за 2015-2016 годы уменьшился, причем значительно. Особенно пострадали международные грузоперевозки. За последние полтора года большое количество транспортных компаний ушли с рынка. Это коснулось в первую очередь небольших и средних компаний, которые не смогли выдержать конкуренции. Также не выдержали конкуренции те транспортники, которые специализировались на определенных географических направлениях (например, грузоперевозках из Турции, либо на тех группах товаров, которые попали под санкции). Болезненно кризис прошелся и по тем логистическим компаниям, кто брал значительные кредиты на развитие, например, на покупку транспорта.
Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются логистические и транспортные компании в текущих экономических условиях — уменьшение количества перевозимых грузов. Возить стали меньше, и это — глобальный тренд. Экспорт растет, но не так значительно, как хотелось бы. К тому же, автотранспорт для экспорта найти не так просто.
В нынешних экономических реалиях именно тот, кто разработает качественные системы мотивации персонала — тот и будет развиваться дальше. Тарифы на доставку низкие, маржинальность логистического бизнеса низкая, а конкуренция на рынке при этом высокая. В таких условиях основной проблемой для транспортных компаний является удержание клиентов и сохранение квалифицированных сотрудников.
Что касается системы «Платон», то ее результаты сложно назвать однозначными. Хотя ожидается, что полный тариф начнет действовать уже скоро, вполне возможно, что правительство пойдет на продление льготного периода при сохранении негативной конъюнктуры рынка.
Стоит отметить, что введение системы «Платона» — это нормальный эволюционный процесс. «Наверху» давно было понимание, что рынок автоперевозок по России насколько большой, настолько же и неконтролируемый. Нужно было навести порядок. И время кризиса, когда бюджету нужны деньги, оказалось как нельзя кстати. Все логистические компании знают о проблеме пропажи автомобилей с ценным грузом. Таких мошеннических случаев немало, многие экспедиторы сталкивались с этим. Все риски от подобных действий закладывались и пока что закладываются в стоимость грузоперевозки. Если будет контроль в грузоперевозках — будет стабильность и надежность, транспортники не будут в стоимость перевозки закладывать риски, и стоимость доставки не будет расти.
Еще одной тенденцией можно назвать то, что сегодня многие логисты сейчас смотрят в сторону интернет-магазинов и e-commerce, однако и там объемы рынка не безграничны.
Другие компании, старясь удержаться «на плаву», разрабатывают в международной логистике новые маршруты по ранее мало востребованным географическим направлениям — Южная Америка, Индия, Иран.
Если говорить о перспективах развития, то в международных грузоперевозках можно увидеть большие перспективы в доставке грузов авиатранспортом. Авиадоставка актуальна для высокомаржинальных групп товаров, различного вида оборудования, электроники, медикаментов. Это недешево, но позволяет серьезно экономить на услугах складского хранения. К тому же, груз доставляется оперативно и деньги не «зависают» на долгие два месяца, как это происходит при доставке морем.
В свете «отбеливания» международной логистики и таможенного оформления грузов те решения, которые обслуживали «серые» схемы, становятся менее актуальными. Рынку нужны новые решения в логистике, новые маршруты.
Глобально говоря, сейчас специалисты в логистике стали больше работать за меньшие деньги. И если смотреть на ситуацию в перспективе, то выиграют те компании, которые смогут за меньшие деньги оказывать услуги более высокого качества.
Александр Соболев, генеральный директор холдинговой компании ТРАНССЕРТИКО