Рынок грузовых автомобильных перевозок оказался в сложной ситуации на фоне общего кризиса российской экономики. Снижение объемов производства товаров и резкое подорожание кредитных ресурсов стали практически неподъемной ношей для мелких и средних транспортных и логистических компаний. По данным Свердловскстата, объем автомобильных грузоперевозок в Свердловской области в январе-апреле 2015 года упал на 13,6% (до 9,4 млн т) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По словам президента Уральской логистической ассоциации Сергея Шавзиса, из-за снижения объемов перевозок многие логистические компании стали искать новые рынки сбыта своей продукции.
«Происходит удлинение маршрутов. Условно говоря, если раньше транспортные предприятия забирали товар из Москвы, то сейчас — из Белоруссии. Увеличение среднего расстояния автомобильных грузоперевозок связано с поиском новых рынков из-за отсутствия работы в регионе. Это в конечном итоге приводит к удорожанию конечной стоимости товаров за счет дополнительных топливных затрат», — считает Сергей Шавзис.
По данным Свердловскстата, увеличение среднего расстояние автоперевозок привело к тому, что объемы перевозок в тонно-километрах за первые четыре месяца 2015 года выросли на 12,7% (до 969,6 млн).
«Если в тоннах показатель упал, а в тонно-километрах вырос, то это говорит о том, что меньшее количество грузов стали перевозить на более дальние расстояния», — полагает Сергей Шавзис.
По мнению экспертов, свердловские транспортные компании стали значительно активнее перевозить грузы по региональным, межрегиональным, федеральным и международным маршрутам.
«Продукцию уральских предприятий стали возить на более дальние расстояния. Видимо, речь идет о магистральных маршрутах. Также может существовать еще одна причина увеличения показателя тонно-километров. Возможно, в Свердловскую область стали чаще приезжать комплектующие, полуфабрикаты, сырье из других регионов», — заявил УрБК эксперт по логистике Александр Трахтенберг.
Эксперты выделяют несколько причин существенного ухудшения ситуации на рынке автоперевозок, которые заставили игроков искать альтернативные маршруты поставок продукции.
«В первую очередь сказалась негативная экономическая ситуация в стране. В последнее время произошло снижение объемов производства товаров, а также удорожание кредитов. Также сказался фактор снижения импорта из Европы в связи с геополитической обстановкой. Еще одна причина — задержка оплаты оказанных услуг, вызванная плохой платежеспособностью части российских компаний в условиях санкций и кризиса», — заявил гендиректор «Элмаст» Денис Николаенко.
Кроме того, некоторые клиенты автоперевозчиков могли переориентироваться на железнодорожный транспорт.
«В Свердловской области активно лоббируются интересы РЖД. В первую очередь этим занимается региональный Минтранс. Поэтому падение объема грузоперевозок (в тоннах) может быть обусловлено тем, что из-за административного давления часть грузов ушла с рынка автомобильных перевозок на железнодорожные», — полагает Александр Трахтенберг.
В этих условиях конкуренция на рынке автоперевозок обострилась до предела. Сильнее всего страдают малые и средние предприятия, которые не имели запаса прочности. Некоторые компании были вынуждены закрыться, другие — сократить себестоимость грузоперевозок. Третьи — найти альтернативные логистические маршруты.
«Если компания не может найти груз для перевозки в Свердловской области, то она пытается его найти в других регионах. К примеру, в Челябинске, Тюмени, Ханты-Мансийске. Логистические предприятия делают все возможное для того, чтобы компенсировать падение спроса на Среднем Урале», — заявил Денис Николаенко.
Эксперты опасаются, что негативные тенденции будут нарастать: спад в промышленности, строительном секторе и общее замедление экономики могут еще сильнее ускорить падение объема грузоперевозок. В целом для многих компаний этот год станет определяющим. В условиях общего сокращения спроса на грузоперевозки некоторые крупные игроки могут существенно увеличить свои доли на рынке — там, где ранее работали средние и мелкие грузоперевозчики.