Жесткое регулирование на рынке автострахования, с одной стороны, защитило автовладельцев от обмана страховых компаний, с другой, привело к расцвету деятельности адвокатов, специализирующихся на спорах по возмещению ущерба в рамках страхования — автоюристов. С введением различных нормативных документов в отрасли автостраховщикам стало невыгодно доводить дело до суда, а потребителям — наоборот. В результате, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), юридические посредники смогли в 2015 году «увести» с рынка около 10 млрд руб. В свою очередь, автовладельцы отмечают, что во всем виноваты сами страховые компании, на протяжении многих лет обманывавшие пострадавших в ДТП и в результате потерявшие их доверие.
Сотрудники РСА
опубликовали доклад, согласно которому средний размер взысканных по ОСАГО компенсаций после суда за последние годы почти в два раза превышает досудебные выплаты — 62,9 тыс. руб. против 35,6 тыс. руб.
Страховщики объясняют тенденцию активизацией деятельности автоюристов, которые специально доводят дело до суда, чтобы взыскать с организаций еще и штрафы с пени. По оценке РСА, только за 2015 год из-за этого страховые компании потеряли около 10 млрд руб. Причем в пользу посредников, а не пострадавших автовладельцев.
Как поясняют представители отрасли автострахования, в последнее время Центробанк настолько усилил контроль за отраслью, что у организаций не остается возможности для обмана пострадавших.
«Сейчас страховые компании не заинтересованы доводить дело до суда и не доводят, потому что рынок уже урегулирован. У автостраховщиков есть установленная методика расчета возмещения ущерба, есть другие нормативные акты, которые регулируют эти отношения, так что каких-то выдумок страховые компании себе позволить уже не могут. Граждане должны понимать, что в настоящее время налажен очень жесткий контроль со стороны Центрального банка, и они и без обращения к автоюристам смогут выручить достаточно средств для ремонта автомобиля», — рассказал УрБК председатель Союза страховщиков Уральского региона «Белый соболь» Олег Цыпулин.
Однако защита автовладельцев от обмана со стороны страховщиков в итоге сделала организации легкой жертвой для юридических посредников, которые сначала тормозят досудебное решение о размере компенсации, а потом взыскивают с компаний штраф за нарушение прав потребителей. При этом полученную компенсацию автоюристы, выкупившие у пострадавших в ДТП право требования, оставляют себе.
«Сейчас при обращении в суд у нас есть определенные льготы — по спорам по ОСАГО идет освобождение от госпошлины, кроме того, законом предусмотрен штраф в пользу потребителя за нарушение страховой компанией его прав. Если бы страховые компании нормально работали, если бы вовремя и в нужном размере платили страховое возмещение, то таких проблем бы просто не было», — пояснил представитель Федерации автовладельцев России в Свердловской области Максим Едрышов.
По его словам, автостраховщики преувеличивают проблему, связанную с автоюристами. Но даже если она и есть, то это результат потерянной репутации и недоверия к страховым компаниям со стороны автовладельцев.
«Проблема не в автоюристах, а все-таки в страховых компаниях. Потому что страховые компании сами на протяжении многих лет обманывали автовладельцев. То есть доверия к ним никакого нет, поэтому очень часто пострадавшие в ДТП обращались к юристам, зная, что страховая компания, условно говоря, заплатит какие-то копейки или совсем ничего. А то, что страховые компании приводят статистику, что за последний год у нас средняя выплата по стране выросла в два раза — лукавство, потому что за последний год у нас в два раза выросла стоимость запчастей, а это и есть основная составляющая для страховой выплаты. Даже если есть проблемы с автоюристами, потому что мошенники среди них тоже присутствуют, то бороться с этим должны правоохранительные органы или службы безопасности страховых компаний. В общем, надо работать, а не просто собирать страховые премии», — пояснил М. Едрышов.
По оценке Олега Цыпулина, в настоящее время автоюристам удается «перехватить» 20-25% пострадавших в ДТП. При этом раньше доля составляла около 5%. Сейчас же доходит до того, что посредники караулят автовладельцев прямо у дверей страховых компаний, отмечает председатель «Белого соболя».
«К сожалению, такая проблема на рынке имеется, и в настоящее время мы столкнулись с тем, что страховая отрасль стала «кормушкой» для не очень порядочных юристов. Доходит до того, что потерпевшие даже не имеют возможности обратиться в страховую компанию за выплатой. То есть автоюристы перехватывают людей у страховой компании, обманывают их по стоимости необходимого ремонта, выкупают у них убытки, а затем предъявляют их страховщикам через суд, при этом получая достаточно нескромные доходы», — отмечает О. Цыпулин.
При этом, по его словам, при уступке прав требования выплат по страховке в пользу автоюристов пострадавшие в ДТП рискуют позже сами
понести значительные убытки. Дело в том, что взысканные по суду компенсации и штрафы в пользу автовладельца облагаются НДФЛ, который посредники, выступающие в суде от чужого имени, естественно, не выплачивают. В итоге граждане вынуждены платить налог с доходов, которые они не получали.
Отметим, что по данным опроса холдинга «Ромир», большинство (52%) россиян считают, что автоюристы «наживаются на чужих проблемах». При этом каждый пятый уверен, что они причиняют проблемы и рынку, и автовладельцам. При этом большая часть опрошенных (58%) ни разу не сталкивались с автоюристами, а 10% уверены, что никогда не будут прибегать к их услугам.
Валерия Кабанова