В Свердловском областном суде сегодня состоялось первое заседание по иску о признании недействительным регионального закона об изъятии у Екатеринбурга градостроительных полномочий. С заявлением в суд обратилась администрация города и Екатеринбургская городская дума. Истцы указали на то, что документ об изъятии полномочий противоречит сразу нескольким федеральным законам. В ходе заседания выяснилось, что сами ответчики в лице свердловских чиновников не могут до конца разобраться с собственным законом.
Больше полномочий — больше нарушенийНапомним, с 1 января 2016 года министерству строительства и развития инфраструктуры перешли 6 из 9 градостроительных полномочий Екатеринбурга. Вдобавок ведомство получило право (достаточно сомнительное с точки зрения депутатов Екатеринбургской гордумы) на проведение публичных слушаний. Еще на стадии рассмотрения законопроекта в областном Заксобрании ветераны строительной отрасли, действующие застройщики, риэлторы и общественники предупреждали о негативных последствиях этого шага. Участники рынка прогнозировали, что из-за переходного процесса и нехватки кадров в свердловском минстрое стройка в уральской столице остановится как минимум на полгода.
Неразбериха на строительном рынке началась спустя несколько месяцев после вступления в силу регионального закона. Так, при областном минстрое была создана комиссия по подготовке правил землепользования и застройки для Екатеринбурга. Первые ее решения вызвали недоумение как у застройщиков, так и у жителей города. В частности, комиссия приступила к рассмотрению тех вопросов, которые еще в 2015 году прошли публичные слушания и были одобрены Екатеринбургской городской думой (ЕГД).
«Никто другой не может вносить изменения в эти правила. Даже если полномочия переданы, сначала должны появиться сами правила (на уровне Свердловской области). Этих новых правил сегодня нет. Поэтому все изменения незаконны. Они вводят в заблуждение застройщиков и абсолютно не учитывают мнение жителей Екатеринбурга», — считает депутат ЕГД Дмитрий Сергин.
Отсутствие у свердловских чиновников опыта в градостроительной деятельности показало также качество проведения публичных слушаний в уральской столице. Первое организованное минстроем мероприятие должно было состояться еще 21 апреля. В назначенный день оно было отменено из-за того, что организаторы не справились с наплывом желающих (вместимость помещения оказалась в два раза меньше, чем число зарегистрированных людей). Последующие слушания 5, 6 и 11 мая также не состоялись по аналогичным причинам.
Проблемы с организацией публичных слушаний со стороны минстроя и принятие противоречивых решений, по оценкам застройщиков, негативно влияют на строительный рынок Екатеринбурга. Ряд проектов вследствие этого «завис» в кабинетах на неопределенный срок. По прогнозам специалистов, сложности с оформлением документов могут в итоге привести к затяжным судебным спорам. Как следствие, развитие рынка в столице Среднего Урала, на котором уже наблюдаются кризисные явления, может и вовсе остановиться.
Прогнозы застройщиков начали оправдываться уже в этом году. Так, по итогам первого квартала 2016 года объема ввода жилья в Екатеринбурге снизился на 100 тыс. кв. м. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При такой тенденции город в итоге не сможет сдавать ежегодно по 1 млн кв. м., как это было до начала 2016 года.
Встретимся в судеВпрочем, для строительной отрасли ситуация пока не безнадежна. В начале марта 2016 года администрация Екатеринбурга и Екатеринбургская гордума направили в Свердловский областной суд иск с требованием признать недействительным региональный закон об изъятии у муниципалитета отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности.
Первый раз суд не принял заявления к рассмотрению, ссылаясь на формальные неточности. К началу апреля в Свердловский облсуд был направлен повторный иск. Первое заседание по его рассмотрению состоялось сегодня.
Сам процесс начался с того, что ответчики, представленные чиновниками от областных властей и Заксобрания, подали ходатайство о привлечении к делу регионального минстроя. Кроме того, юристы попросили суд присоединить к делу положительный отзыв ведомства на закон. В удовлетворении ходатайств ответчикам отказали. Как пояснил судья, решение по данному делу никаким образом не затрагивает министерство.
После этого суд приступил к выслушиванию доводов сторон. С позиций истцов выступили представители администрации Екатеринбурга, главы администрации города и ЕГД. Их доводы сводились к тому, что региональный документ об отъеме полномочий противоречит федеральному законодательству.
В частности, как указал представитель главы администрации города Александр Кислов, областной закон был принят в нарушение закона «Об основных принципах организации местного самоуправления».
«Ряд статей в этом законе допускают перераспределение отдельных видов полномочий в области градостроительной деятельности. Следует отметить, что это допустимо лишь при необходимости и при проведении анализа деятельности органов местного самоуправления. По факту было произведено не перераспределение, а под прикрытием этого явления был изъят целый перечень вопросов местного значения», — сказал Кислов.
В действительности, как указали истцы, никакого анализа деятельности администрации Екатеринбурга в сфере градостроительной деятельности не проводилось. В частности, не была проведена оценка эффективности и результатов экономии, что противоречит в том числе Европейской хартии местного самоуправления. О просчетах министерства говорит и то, что на новые полномочия вместо запланированных на эти цели 80 млн руб. ведомству потребуется уже 150 млн руб.
Как отметили юристы, при обсуждении закона об отъеме полномочий его авторы упирали на улучшение инвестиционного климата. Вместе с тем никто не дал оценку его состоянию на момент принятия документа.
По словам истцов, полномочия закреплены органами местного самоуправления и в Градостроительном кодексе РФ.
Ни закона, ни порядкаПредставители областных властей, отстаивая право на изъятие полномочий у Екатеринбурга, сослались на 131 федеральный закон о местном самоуправлении. Кроме того, юристы по-своему истолковали Градостроительный кодекс РФ, назвав его «видом правого акта». По их словам, этот документ всего лишь описывает процедуру по полномочиям, но не закрепляет их за органами местного самоуправления.
Впрочем, в ходе заседания выяснилось, что областные власти не могут однозначно истолковать даже собственные нормативы. Главный специалист отдела правовых экспертиз администрации Екатеринбурга Анжелика Дорноступ указала на невнятность формулировок регионального закона об отъеме полномочий. По ее мнению, этот недостаток создает условия для коррупции.
«Министерство проводит попытки усовершенствовать на ходу нормативную базу, но недостатки остаются», — сказала А. Дорноступ.
Ответчики пытались возразить ей, но в итоге сами запутались в толковании собственного закона. Так, представитель областного Заксобрания не смог внятно прояснить, в каких случаях минстрой может проводить публичные слушания.
В итоге суд объявил перерыв до 19 мая, чтобы дать прокурору время на собственное заключение по существу заявленного иска.
До настоящего времени сложно сказать, когда Свердловский облсуд вынесет окончательное решение по данному спору. Однако в том случае, если требованиям администрации Екатеринбурга откажут, глава города — председатель ЕГД Евгений Ройзман пообещал продолжить борьбу за градостроительные полномочия в Верховном суде. По его словам, в минстрое России уже ознакомились с ситуацией, и там вопрос об изъятии полномочий поддержки не получил. Следует отметить, что в других регионах ранее принимались подобные законы. Впоследствии города получали полномочия обратно в короткие сроки. Таким образом, по мнению главы Екатеринбурга, сложились все предпосылки для восстановления порядка на строительном рынке уральской столицы.