Свердловские власти заявили о неготовности включиться в строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Екатеринбургом и Челябинском. Как сообщили в департаменте информационной политики администрации губернатора, региональные чиновники не намерены подключаться к инвестпроекту до тех пор, пока ВСМ не выйдет на стадию проектирования. Сейчас его реализацией занимается правительство Челябинской области и Федеральный центр проектного финансирования (ФЦПФ, Группа ВЭБ). Отказ свердловских властей от работы над инвестпроектом может существенно затормозить строительство магистрали, а также заметно повлиять на качество бизнес-климата на Среднем Урале.
Отметим, что официально реализация проекта ВСМ «Екатеринбург — Челябинск» стартовала на прошлой неделе, когда министерство имущества Челябинской области и Федеральный центр проектного финансирования (ФЦПФ, входит в ВЭБ) подписали соглашение о создании специального хозяйственного партнерства, которое займется разработкой предварительного технико-экономического обоснования, организационно-правовой схемы и структуры финансирования проекта строительства высокоскоростной магистрали.
Работа над созданием ВСМ между двумя «миллионниками» активизировалась в середине марта, после того как правление РЖД утвердило программу организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения до 2030 года. Магистраль «Екатеринбург — Челябинск» включена в список перво¬очередных мероприятий, которые должны быть реализованы уже к 2020 году. В РЖД считают, что уральская ВСМ хорошо интегрируется в глобальный высокоскоростной транспортный коридор «Москва — Пекин» и имеет высокие шансы привлечь заинтересованных инвесторов.
Расчетная длина магистрали — 238 км, движение по ней будут осуществлять скоростные и ускоренные поезда. В первом случае время в пути составит 1 час 10 минут, во втором — 2 часа 15 минут. Ориентировочная стоимость строительства — 122,6 млрд руб. (с учетом прогнозных цен на период 2016-2019 годов она может вырасти до 165 млрд). По оценке Центра экономики инфраструктуры, прирост ВРП Свердловской и Челябинской областей за счет реализации проекта за период 2016-2030 годов составит 1,27 трлн руб.
«В настоящее время в Челябинской области создается компания для реализации проекта ВСМ до Екатеринбурга. Поданы соответствующие документы в налоговую службу, и через 3-4 дня компания будет готова. Пока у нас 2 участника — правительство Челябинской области и ФЦПФ», — заявил ТАСС губернатор Южного Урала Борис Дубровский.
Между тем свердловские власти пока игнорируют этот инвестиционный проект. Они приняли решение полностью отказаться от участия в предпроектных работах.
«Для уточнения параметров проекта, а также социально-экономических эффектов для региона проведен ряд рабочих встреч, в результате которых инициаторам предложено подготовить более подробные технические и финансовые обоснования реализации проекта», — заявили в министерстве транспорта и связи Свердловской области.
Мероприятия по участию Среднего Урала в создаваемом хозяйственном партнерстве в программе управления государственной собственностью и приватизации госимущества Свердловской области на 2016 год не предусмотрены, отметили в департаменте информационной политики губернатора.
Для сравнения, власти Челябинской области вложили в проект около 50 млн руб., активно продвигают проект ВСМ на федеральном уровне, а также оказывают методическую поддержку в его реализации. Это резко контрастирует с «усилиями» властей Среднего Урала.
Таким образом, можно сделать вывод, что власти Свердловской области не проявляют интереса к проекту строительства высокоскоростной магистрали. Они не участвуют в предпроектных исследованиях, а также не запланировали ни одного тематического мероприятия в 2016 году. Это может привести к затягиванию сроков реализации инвестиционного проекта (который в перспективе может придать импульс экономике региона) и к менее эффективной работе с потенциальными инвесторами.