По итогам 2015 года на фоне экономического кризиса рынок лизинга ожидаемо показал негативную динамику: объем нового бизнеса (стоимость переданного в лизинг имущества, без НДС) снизился к 2014 году на 22%. Спрос на услуги лизинга снизился: российский бизнес в прошлом году больше адаптировался к меняющимся условиям, чем решал задачи по обновлению основных фондов с помощью лизинга.
В качестве значимых стимуляторов спроса сегодня выступают различные государственные программы — для сегмента автолизинга таким стимулятором стала программа субсидирования лизинговых сделок.
Между тем спрос на услуги лизинга по-прежнему зависит от ситуации в той или иной отрасли экономики. После введения контрсанкций со стороны России, запрещающих импорт многих продовольственных товаров из ЕС, российские предприятия из сферы сельского хозяйства и пищевой переработки получили новый импульс для развития. Соответственно, вырос уровень спроса на услуги лизинга со стороны этой группы клиентов. Относительно стабильно чувствуют себя лизингополучатели, имеющие заказы от государства — прежде всего, предприятия ВПК и их субподрядчики.
Между тем стоит отметить, что по итогам 2015 года ощутимо снизился спрос на лизинг среди строительных компаний.
Неизменной остается и структура автолизинга в России. Среди компаний из сферы торговли и услуг востребован лизинг легких коммерческих автомобилей, транспортные компании приобретают коммерческий транспорт, клиенты из сферы таксомоторных перевозок предпочитают недорогие модели легковых автомобилей, среди «строителей» востребована спецтехника.
Еще одной немаловажной тенденцией прошлого года на рынке лизинга стал рост средней стоимости сделки. Если в I квартале 2015 года средняя цена составляла 1,5 млн руб., то спустя год этот показатель поднялся до 1,8 млн. Однако это не значит, что клиенты переориентировались на более дорогой транспорт, а говорит об увеличении рыночной стоимости автотранспорта из-за инфляции.
Для клиентов расценки постепенно стали возвращаться на уровень полуторагодичной давности. Несмотря на все изменения стоимости услуг, клиенты в прошлом году могли приобрести транспорт едва ли не на лучших условиях, чем до кризиса. Скидки в 2015 году стали своего рода стандартом рынка.
Между тем, несмотря на позитивные сигналы на рынке лизинга в 2016 году, он вряд ли покажет рост, даже в сравнении с кризисным 2015 годом. Основными драйверами рынка выступят госпрограммы поддержки различных отраслей экономики, предусматривающие активное использование лизинговых инструментов. Эти меры могут в определенной степени стабилизировать ситуацию, но не переломить ее. Рост лизингового рынка возможен в тех условиях, когда национальная экономика выйдет из кризиса и покажет хотя бы небольшой рост.
Отмечу, что сегмент автолизинга находится в сравнительно лучшей ситуации. Несомненными плюсами для адаптации автолизинга к новым условиям являются розничный характер продаж, высокая ликвидность предмета лизинга, а также переориентация на лизинг тех клиентов (индивидуальные предприниматели и компании различной формы собственности), кто ранее приобретал транспорт единовременно за полную стоимость или с использованием кредитных механизмов.