На вопросы УрБК о перспективах российско-израильского сотрудничества в сфере туризма ответила директор департамента Министерства туризма Израиля в РФ и СНГ Ксения Кобякова.— В чем особенность Израиля как туристического направления? Какие виды отдыха предлагает эта страна россиянам? — Израиль — страна небольшая, в длину ее протяженность составляет 470 км, в ширину — до 130 км, при этом на ее территории насчитывается 9 климатических зон. Поэтому данное направление является круглогодичным: в Израиле туристам доступно большое разнообразие видов отдыха в различных природных условиях. Кроме традиционного экскурсионного туризма, у нас активно развиваются такие виды, как религиозный, гастрономический, лечебно-оздоровительный и эко-туризм, приезжают любители пляжного отдыха, дайвинга и путешествий по пустыне, очень популярно фестивальное направление.
Сегодня мы предлагаем россиянам в первую очередь солнечные курорты Эйлата на Красном море. Есть программа поддержки полетов из России в этот регион, по которой консолидаторам чартерных рейсов возвращается 45 евро за каждого туриста, привезенного в аэропорт Овда. Кроме того, по 15 евро возвращают туроператорам гостиницы Эйлата.
Необходимо отметить, что Израиль очень заинтересован в турпотоке из России, и 1 февраля в Екатеринбурге мы подписали меморандум о намерениях по сотрудничеству в сфере туризма, гостеприимства и инвестиций между Министерством туризма Израиля и Уральской ассоциацией туризма. Среди его задач — дальнейшее укрепление и расширение партнерских отношений, реализация совместных проектов, увеличение числа полетов между Екатеринбургом и Израилем, чтобы авиасообщение было круглогодичным.
— Насколько перспективным для израильского турсообщества является рынок Екатеринбурга с учетом непростых экономических условий, сложившихся в России?— Екатеринбург занимает третье место по объему турпотока из России после Москвы и Санкт-Петербурга. И я думаю, здесь есть большой потенциал, потому что климатические условия на Урале способствуют возникновению у граждан желания отдохнуть в теплой стране, особенно зимой. Важно, что у нас есть прямое авиасообщение с Екатеринбургом, и мы продолжаем работать над увеличением числа рейсов.
Кроме того, у многих екатеринбуржцев есть родственные, дружеские, исторические связи с жителями Израиля и его культурой. Поэтому отношения между нашими регионами самые благоприятные, и мы готовы многое делать для того, чтобы не потерять российских туристов в кризис, а наоборот — увеличить турпоток.
— Какие меры поддержки российских туроператоров предпринимает израильская сторона?— Израильский рынок старается сделать турпродукт доступным для россиян. Поэтому сейчас мы продвигаем пакеты по 350 долларов, созданные специально для российских туристов и только на период кризиса. Они включают авиаперелет и проживание в Израиле до четырех ночей. Также действуют различные акции: например, когда турист покупает путевку через туроператора, он получает список услуг, которыми может воспользоваться бесплатно. Над этими программами поддержки российских компаний мы работаем совместно с туристическими организациями Израиля, представителями гостиничного бизнеса, муниципалитетами и авиаперевозчиками. То есть, весь туррынок идет навстречу, стремясь сделать предложение комфортнее и доступнее.
Помимо финансовой, у нас есть возможность маркетинговой поддержки туроператоров. Мы подписываем договоры с российскими компаниями, которые продвигают израильский турпродукт — делают рекламу, организуют семинары, рассылки — и возвращаем определенный процент их затрат.
Кроме того, мы учитываем, что туристы, привыкшие отдыхать в Турции и Египте, ориентируются на формат all inclusive, и некоторые наши гостиницы согласились поработать в таком формате, хотя он и не характерен для Израиля.
— Какова структура турпотока из Уральского региона? Какие направления больше всего привлекают наших соотечественников?— В первую очередь популярностью пользуется экскурсионный туризм. Но на территории Израиля много возможностей совмещения разных видов и форматов отдыха. Поэтому экскурсанты обычно находят время позагорать на пляжах, кроме того — и это характерно для уральцев — даже если они не относят себя к приверженцам какой-либо религии, обязательно посещают Иерусалим, стремятся увидеть Храм гроба Господня, Стену плача и Храмовую гору. Поскольку территория Израиля невелика, туристы могут при небольших временных и финансовых затратах побывать в различных его регионах и сделать свой отдых максимально разнообразным.
— Сказалось ли на объеме турпотока из России отсутствие у наших сограждан возможности отдохнуть в Турции и Египте?— Несмотря на то, что мы предлагаем совершенно другой продукт и работаем преимущественно в более высоком ценовом сегменте, курорты Израиля, расположенные на Красном море, почувствовали увеличение числа российских туристов. Так, с начала действия программы полетов в Эйлат, то есть, с 21 ноября 2015 года по 21 января текущего года, число россиян, посетивших побережье Красного моря, увеличилось на 7 тысяч человек к уровню аналогичного периода прошлой зимы. Это очень неплохие показатели, и мы уверены, что данная тенденция продолжится и будущим летом.
— Повлияет ли на нее ожидаемое этой весной возобновление авиасообщения России с Египтом?— Думаю, что открытие Египта не может спровоцировать отток российских туристов с израильского направления. Я считаю, что приоритетом у туристов весной и летом будет отдых на Средиземном море, и здесь Израиль готов предложить достаточно большой ассортимент турпродукта в формате «море плюс экскурсии» в центре страны.
— Существует ли обратный турпоток из Израиля в Россию? Насколько привлекателен Урал для израильтян?— Урал — очень интересное направление: здесь совершенно непривычная, невероятная для жителей теплой страны природа, можно увидеть настоящую зиму, поучаствовать в развлечениях, которых у нас просто нет. Кроме того, сам Екатеринбург привлекателен с историко-культурной точки зрения. Я думаю, многие мои соотечественники уже бывали на Урале, многие интересуются такой возможностью: в этом также есть перспектива для развития партнерских отношений.
— Видите ли вы какие-либо препятствия в развитии сотрудничества России и Израиля?— Единственным препятствием сегодня является экономическая ситуация. Низкая покупательная способность россиян, рост курса доллара и евро не дают в полной мере реализовать спрос на израильский турпродукт и тот высокий потенциал сотрудничества, который мы наблюдаем как с российской, так и с израильской стороны.
Но хочется сказать, что любой кризис, в том числе затяжной, рано или поздно заканчивается. И сегодня мы в большой степени работаем на будущее: многие из тех туристов, которые приедут к нам по антикризисным программам, впоследствии захотят вернуться, возьмут с собой семьи, расскажут друзьям — это будет самая лучшая реклама. Поэтому меры, которые мы сегодня принимаем, чтобы привлечь россиян, через какое-то время принесут ощутимую прибыль.