В ближайшее время многие россияне могут получить вскрытые зарубежные посылки. Также не исключено, что значительную долю почтовых отправлений будут изымать на таможне задолго до передачи получателю. Это связано с тем, что Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предложила вскрывать на таможне не менее 5% отправлений из-за рубежа с целью выявления и уничтожения контрафактной продукции. Эксперты неоднозначно оценивают возможные нововведения. Этот шаг может привести к удорожанию пересылок, а также к массовому отказу зарубежных магазинов от работы в нашей стране. Некоторые аналитики считают, что инициатива российских ритейлеров никак не связана с борьбой с контрафактной продукцией. Она преследует цель создать искусственные барьеры для иностранных конкурентов отечественных интернет-магазинов.
Ассоциация компаний интернет-торговли объединяет сегодня крупнейшие отечественные интернет-магазины и призвана отстаивать их интересы в борьбе с конкурентами. В состав АКИТ входят такие ритейлеры, как Ozon, Lamoda, Media Markt, re:Store, «М.Видео», «Связной», «Спортмастер». По словам президента ассоциации Алексея Федорова, на этой неделе состоятся детальные консультации между ритейлерами и таможней, к которым может присоединиться «Почта России». Эти переговоры должны стать отправной точной для реализации инициативы АКИТ.
Впрочем, эксперты сомневаются в том, что предлагаемые АКИТ меры могут хоть как-то повлиять на продажи контрафакта. С контрафактом нужно бороться не на стадии, когда потребитель получает свою посылку, а на уровне поставщиков, считает независимый финансовый аналитик Дмитрий Земеров.
«На мой взгляд, нововведения противоречат закону о защите прав потребителей. Это связано с тем, что большинство посылок носят личный характер. С одной стороны, непонятно, как сами граждане отнесутся к тому факту, что их посылки будут вскрывать. С другой стороны, иностранные интернет-магазины могут столкнуться с усложнением процедуры отправки своей почты в России. Следовательно, некоторые из них могут отказаться работать в нашей стране. Это неоправданный риск», — полагает Дмитрий Земеров.
По его мнению, если нововведения АКИТ будут приняты, то важно максимально регламентировать эту процедуру.
«Нужно четко прописать, как будут вскрываться посылки, кто возьмет на себя ответственность, как будут доказывать факт ввоза контрафактной продукции», — заявил эксперт.
Управляющий партнер юридической компании «Энсо» Алексей Головченко считает, что в случае реализации инициативы АКИТ в первую очередь проиграет рядовой потребитель, так как потеряет возможность выбора.
«Мы понимаем, что пока мы имеем возможность потреблять дешевые поддельные заменители, как скачивая фильмы с торрентов, — цена будет одна. Когда этого не будет, стоимость товара будет выше», — считает Алексей Головченко.
По его словам, нововведения не смогут решить свою главную задачу — сократить долю контрафактной продукции.
«Объем посылок на сегодняшний день исчисляется миллионами и, я предполагаю, что у таможенной службы просто нет на сегодняшний день технической возможности и необходимого количества специалистов, чтобы проверить эти 5% товара и проанализировать, контрафактный он или нет. К примеру, к посылке приложен поддельный лицензионный договор о том, что эта продукция поставляется в рамках согласованного контракта с правообладателем. Соответственно, таможенная служба должна проверять эту информацию. С точки зрения бизнес-процесса ФТС сейчас это просто невозможно сделать», — сообщил Алексей Головченко.
Независимый финансовый эксперт Григорий Вахитов считает, что проверка каждой двадцатой посылки может привести к ухудшению работы «Почты России».
«Если нововведения утвердят, то произойдет резкое увеличение числа розничных операций. Поэтому вполне возможно повторение ситуации, которая произошла 1-1,5 года назад, когда «Почта России» «задыхалась» от наплыва посылок, не справляясь с их потоком. Тогда было достаточно много жалоб со стороны иностранных поставщиков, — заявил Григорий Вахитов.
Таким образом, эксперты практически не сомневаются, что декларируемую задачу — борьбу с контрафактом — предложенные АКИТ меры решить не могут. Более того, у наблюдателей создается ощущение, что такая задача ассоциацией и не ставится. Куда более вероятным является предположение, что главная, а, возможно, и единственная цель отечественных ритейлеров — максимально затруднить получение россиянами зарубежных посылок, превращение этого процесса из отлаженного дела в малоприятную лотерею. С этой задачей законопроект справится гораздо лучше.
Сегодня российская интернет-торговля переживает не лучшие времена. Объемы заказов сокращаются, отечественные компании, по сути, выступающие в качестве посредников, проигрывают в конкурентной борьбе с зарубежными сервисами, работающими напрямую с производителями и снижающими свои операционные расходы за счет масштабов бизнеса и отлаженных современных технологий. Россияне все чаще заказывают товары на всемирно известных торговых площадках eBay, Alibaba, Aliexpress.com. Не имея возможностей бороться с конкурентами на глобальном поле, российские интернет-магазины применяют административный ресурс, чтобы ограничить конкуренцию искусственно. Впрочем, при этом они ведут не столько борьбу за отечественного покупателя, сколько против него.
Предложение по вскрытию зарубежных посылок — одна из таких мер, призванных снизить привлекательность заказов за рубежом. Сама мысль о том, что посылка с вероятностью 5% может быть вскрыта и перетряхнута на таможне, после чего ее дальнейшая судьба станет туманной, может заставить многих россиян отказаться от самой идеи покупать что-то в иностранных интернет-магазинах. Впрочем, нет никаких гарантий, что они решат заменить их на отечественные.