Неизбежным следствием ухудшения экономической обстановки в Свердловской области становится рост активности различного рода финансовых пирамид. По мнению экспертов, причинами его становятся падение реальных доходов населения и отсутствие строгого контроля за деятельностью микрофинансовых организаций (МФО).
Активизация деятельности «финансовых проектов», сформированных по принципу сетевого маркетинга, была замечена ЦБ РФ еще в феврале прошлого года. Одним из признаков этой тенденции стала агрессивная реклама, которая распространялась через интернет, бесплатные газеты и объявления на заборах. «Примером такой деятельности являются интернет-сайты «финансовых проектов», в том числе работающих под наименованием «МММ», — отмечал регулятор.
Благодатной почвой для подобных проектов стали панические настроения среди населения, ставшие следствием экономического кризиса, в том числе и массовый отзыв лицензий у российских банков, а также стремительное обесценивание сбережений. Ощущение незащищенности накоплений, а также стремление сохранить их покупательную способность в ситуации нестабильности привели к тому, что многие граждане приняли решение инвестировать в весьма сомнительные проекты. Этим и воспользовались создатели финансовых пирамид, предложившие рынку самые экзотические виды «инвестирования».
«К сожалению, государство не предпринимает действий для полного искоренения подобных организаций. Более того, наше законодательство ставит в неравные условия конкуренции банки и пирамиды за деньги одних и тех же вкладчиков. Если посмотреть, как регулируются банки, то там 73 формы отчетности и строгий надзор со стороны ЦБ. В случае с МФО требуется уставной капитал — 10 тыс. руб., не требуется квалификации сотрудников», — считает Константин Селянин.
Другим фактором, определившим рост числа откровенно авантюрных проектов, часто — основанных на сознательном обмане, стало падение доходов населения, вызвавшее рост просрочки по кредитам. Вследствие этого в сфере сомнительных финансовых операций появилось еще одно явление — «раздолжнители».
«Создатели таких организаций обещают погашение ежемесячных платежей по кредитам или предлагают посреднические услуги с целью «освобождения» от долгов, выманивая у заемщиков банков деньги под различными предлогами: вложение денег клиента в якобы сверхвыгодные активы и проекты с высокой доходностью, юридическая помощь в связи с якобы изменившимся законодательством или на ходу выдуманной перспективной оспорить кредитный договор», — отмечает руководитель практики Группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С» Андрей Тишковский.
Параллельно с этими новыми схемами избавления граждан от честно заработанных денег на рынке продолжают существовать и «классические»: пирамиды, построенные по принципу сетевого маркетинга. В условиях роста безработицы и массовых сокращений на предприятиях часто они представляются альтернативным способом заработка. Но на деле они также оборачиваются потерей средств.
Жертвами подобных схем, как правило, становятся люди с невысокой финансовой грамотностью. По словам независимого финансового аналитика Константина Селянина, такие вкладчики в предыдущие годы в первую очередь и были мишенью для сомнительных проектов.
Партнер юридической компании Legal Jazz Роман Фадеев считает, что число участников пирамид в 2016 году будет не таким большим, как в 90-е годы. По мнению специалиста, это обусловлено определенной долей скептицизма в настроениях вкладчиков по отношению ко всем организациям, которые работают с деньгами.
Впрочем, пирамиды готовятся к преодолению подобного скепсиса. Одной из заметных примет времени становится рост их рекламных бюджетов. Конечно, ситуация еще не далека от серединных 90-х, когда реклама пирамид занимала основной рекламный эфир на центральных телеканалах, но уже сейчас заметно серьезное изменение стратегии продвижения. Если еще несколько лет назад «финансовые проекты» заявляли о себе через социальные сети и бесплатные газеты, то к концу прошлого года типичная «пирамида» Good Life разметила материалы в крупных федеральных деловых изданиях.
Во многом это объясняется бедственным положением печатных СМИ, стремительно теряющих рекламодателей и готовых размещать на своих страницах материалы, которыми в более тучные времена они бы побрезговали. С другой, это говорит о росте возможностей авантюристов, равно как и об увеличении их аппетитов.
Наличие у данной компании специальной статьи расходов на рекламу в разговоре с УрБК признал представитель Good Life Владислав Плотников. Как отмечают специалисты, организаторы структуры рассчитывают, что платная реклама в совокупности с мимикрией под зарубежные компании должна создать позитивный образ в глазах крупных инвесторов.
Впрочем, даже в газетных публикациях Good Life допускает нарушения, которые свойственны финансовым пирамидам. Так, в своей рекламе компания обещает клиенту доходность на уровне 12% годовых в долларах США и евро.
«Любое обещание о доходности является нарушением закона о рекламе. Непонятно почему за этим никто не следит», — отметил Константин Селянин.
Впрочем, недавняя активность Good Life, по всей видимости, лишь открывает всеобщий сезон охоты пирамид на граждан, которые еще сохраняют признаки материального благополучия.