В начале января 2016 года на территории Российской Федерации вступили в силу несколько десятков законодательных изменений. Эксперты отмечают, что поправки затрагивают практически все сферы бизнеса, и во многих случаях, вопреки заверениям разработчиков, усложняют и без того непростое положение предпринимателей.
Ужесточение закона об ОООФедеральный закон 67-ФЗ с 1 января 2016 года повышает требования к регистрации предприятий, в частности, ужесточается порядок предоставления сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Поправки коснутся порядка выдачи регистрационных документов нотариусом — об удостоверении им решения собрания участников общества об изменении уставного капитала и об основаниях отказа предприятию в госрегистрации.
Кроме того, вступят в законную силу изменения, касающиеся порядка совершения сделок с долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью (ООО). Теперь все сделки, которые будут совершаться с долями организаций, должны пройти обязательное нотариальное удостоверение — иначе они не считаются действительными.
«Эти изменения затронут многих субъектов предпринимательской деятельности, поскольку ООО — одна из самых распространенных в нашей стране форм правовой организации предприятия. Теперь неизбежно увеличатся сроки совершения указанных сделок, потребуется больше документов для их осуществления, у компаний возникнут дополнительные издержки на оплату услуг нотариусов. Эти моменты нельзя назвать положительными для бизнеса», — отметил независимый финансовый аналитик Дмитрий Земеров.
Запрет заемного трудаСогласно 116-ФЗ, с 1 января в России вводится запрет на заёмный труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах третьего лица. Согласно закону, заемный труд допустим лишь в случаях, когда сотрудник будет работать у физического лица для личного обслуживания, помощи по дому или временного замещения отсутствующих работников.
«Реализовать эти поправки будет очень сложно. Привлечение сторонних специалистов, особенно актуальное в организациях, связанных с производственной сферой, теперь можно осуществлять только через специальные агентства по подбору персонала. Однако с 1 января требования к таким агентствам резко ужесточились, и рентабельность их работы оказалась под вопросом. Поэтому как закон будет работать на практике, пока непонятно», — пояснил Дмитрий Земеров.
«Четвертый антимонопольный пакет»Неоднозначно оцениваются участниками рынка и вступившие в силу с 5 января 2016 года поправки в закон о защите конкуренции, известные как «четвертый антимонопольный пакет».
Ими, в частности, правительству РФ дано право определять правила недискриминационного доступа к товарам не только для естественных монополий, но и для компаний, доля которых на соответствующем товарном рынке составляет более 70%.
В то же время, законом отменена норма о возможности признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на определенном товарном рынке менее 35%, и исключено ведение реестра лиц, имеющих долю свыше 35%. Эту меру аналитики называют элементом либерализации в антимонопольной сфере.
«Надзорные каникулы»Некоторым послаблением для малого бизнеса является введение с 1 января 2016 года и до конца 2018 года моратория на плановые неналоговые проверки индивидуальных предпринимателей и малых предприятий. Однако закон имеет множество ограничений.
Так, мораторий не распространяется на сферы здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения, социальную сферу и предприятия, осуществляющие опасные виды деятельности. Также под действие запрета не подпадают хозяйствующие субъекты, которые были подвергнуты административному наказанию за совершение грубого нарушения, дисквалифицированы, лишены лицензии или деятельность которых приостановлена.
Банки, налоги и госзакупкиБанковскую сферу также ждут нововведения: с 1 января ставка рефинансирования приравнивается к ключевой ставке Центробанка. Самостоятельное значение устанавливаться не будет. Данная поправка, по мнению аналитиков, повлечет за собой целый ряд изменений в разных сферах бизнеса.
Кроме того, на территории РФ вступил в силу ряд нормативных актов, касающихся госзакупок. С 1 января введена в эксплуатацию единая информационная система в данной сфере: она содержит гораздо большие объемы информации, чем ранее размещалось на сайте госзакупок. Поправки коснутся размера неустоек за нарушения условий контрактов, а также порядка оформления документов.
Изменения произошли и в налоговом законодательстве. Так, установлен точный срок перечисления НДФЛ: с 1 января 2016 года налоговые агенты будут обязаны перечислять его в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.
Помимо этого, с нового года в России возросли ставки акцизов на некрепкий алкоголь, табачные изделия, автомобили мощнее 90 л.с. и бензин. Алкогольные напитки затронет ещё одно изменение: с 1 января 2016 года в России внедряется единая государственная автоматизированная информационная система контроля производства и продажи спиртных напитков (ЕГАИС). Она будет действовать для всей алкогольной продукции при оптовых закупках.
Общезначимые нововведенияСледует отметить, что с 1 января 2016 года, согласно 376-ФЗ, минимальный размер оплаты труда в России составляет 6 204 руб. в месяц. В 2015 году он был установлен на уровне 5 965 руб., то есть увеличение составило 4%.
Что касается прочих поправок, значимых для россиян, но не связанных с предпринимательской деятельностью, эксперты отмечают в первую очередь изменения и в сфере дорожного движения. С 1 января нарушитель ПДД, заплативший штраф не позднее 20 дней с даты вынесения постановления о его наложении, может перечислить 50% суммы, указанной в квитанции. В случае грубых или повторяющихся нарушений скидка на уплату штрафа не предоставляется.
Также общезначимым можно назвать закон о «праве на забвение». Согласно документу, оператор поисковой системы в интернете по требованию гражданина в течение десяти дней с момента получения запроса обязан удалить ссылку на страницу в сети, где о нем указана недостоверная информация.
По мнению экспертов, возможную эффективность большинства вступивших в силу законов сегодня сложно оценить. Тенденция к жесткому упорядочению всех сфер бизнеса в них сталкивается с необходимостью антикризисных мер и защиты предпринимателей от разорения. Как на практике будет реализовываться весь комплекс принятых мер, аналитики затрудняются прогнозировать.