Депутаты Екатеринбургской городской думы приняли проект бюджета Екатеринбурга на 2016 год в первом чтении. Главный финансовый документ муниципалитета носит преемственный характер с бюджетом 2015 года, однако у него значительно снижен дефицит. Тем не менее город лишился с подачи региональных властей ряда доходов, но смог отстоять право льготников на проезд в общественном транспорте, а также уже сейчас решен вопрос о том, сколько средств получит Екатеринбург для ремонта дорог.
С докладом об основных параметрах бюджета перед депутатами выступил начальник департамента финансов администрации города Андрей Корюков. По его словам, на 2016 год запланированы расходы в размере 33 млрд 575 млн 034 тыс. руб., а доходы — в сумме 33 млрд 275 млн 016 тыс. руб. Таким образом, дефицит бюджета Екатеринбурга составит 300 млн 018 тыс. руб. (или 1,7% объема доходов без учета безвозмездных поступлений).
Традиционно источниками поступлений денег станут налог на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, земельный налог, доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, и иные доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Также казна будет пополняться за счет продажи материальных и нематериальных активов, безвозмездных поступлений и иных доходов.
На социальную сферу в общей сложности в 2016 году планируется потратить более 69% от общего числа расходов. 17 млрд 439 млн руб. направляется на образование, 686 млн руб. предусмотрено на нужды здравоохранения. На физкультуру и спорт предусмотрено 335 млн руб., а на культуру — 949 млн руб., на социальную политику — 3 млрд 632 млн руб.
По словам Андрея Корюкова, на инвестиционные проекты будет выделено 3,2 млрд руб., из них 1,9 млрд руб. на развитие транспортной инфраструктуры. Также, наконец-то за многие годы, внесена ясность в финансирование ремонта дорог в Екатеринбурге со стороны региональных властей. Эту тему неоднократно поднимали сотрудники администрации города, депутаты Екатеринбургской гордумы и общественники.
В прошлые годы, принимая бюджет муниципалитета, не было четко понятно, сколько средств на реконструкцию улично-дорожной сети выделит бюджет Свердловской области. Это, в свою очередь, затрудняло процедуру согласования объектов, подлежащих ремонту, а также затягивало конкурсные процедуры по выбору подрядных организаций. В итоге ремонт дорог в Екатеринбурге на средства из областной казны начинался уже к концу лета и заканчивался в октябре.
Сейчас из бюджета региона уже запланировано выделить 600 млн руб., что позволит начать процедуру согласования объектов уже в январе-феврале 2016 года и провести потом торги, чтобы ремонт производился летом.
Еще одной позитивной новостью стало то, что городские власти добились от правительства области выполнения соглашений 2009 года о софинансировании компенсации транспортным предприятиям затрат на перевозку льготных категорий граждан. В бюджете Екатеринбурга на эти цели заложено 1,4 млрд руб.
Вместе с тем было отмечено, что Екатеринбург потеряет часть средств от сокращения отчислений НДФЛ из региональной казны. С 1 января 2016 года правительство Свердловской области сокращает их уровень на 2% — с 18% до 16%. По оценкам экспертов — это порядка 845 млн руб. При этом городу отдают 15% от упрощенной системы налогообложения (УСН) предпринимателей, что составляет 761 млн руб. и не покрывает доходы от НДФЛ.
При этом если налог на доходы физлиц оплачивается два раза в месяц, и это стабильный налог, то УСН оплачивается раз в квартал. А вновь зарегистрированные предприниматели имеют налоговые каникулы на два года благодаря законодательству Свердловской области. Поэтому те, кто вновь будут регистрироваться, ничего платить не будут.
Депутаты поинтересовались, с чем можно сравнить выпадение этой части налогов, и Андрей Корюков отметил, что фактически это будет стоить городу одного нового детского садика. При этом стоит отметить, что в 2000 году доля НДФЛ в городской казне составляла 60%. К 2005 году она сократилась до 30%, к 2013 — до 18%. Народные избранники говорили и об этом.
«Можно, конечно, помечтать об этом, но если бы отчисления НДФЛ были бы на уровне 40%, то город смог бы «поднять» несколько инфраструктурных проектов. К примеру, вторая ветка метро могла бы серьезно разгрузить город», — отметил Андрей Корюков.
Большинством голосов депутаты Екатеринбургской городской думы приняли бюджет в первом чтении. При этом часть народных избранников выразила надежду, что после послания президента РФ к Федеральному собранию вышестоящий бюджет выделит средства на строительство и реконструкцию школ в Екатеринбурге. Ведь если в 2015 году в городе в первые классы пошли 16 тыс. 200 детей, то в 2016 году их будет уже 20 тыс.