АО «Уралтрансмаш» (входит в состав АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод») получило патент № 2566594 на изобретение «Тележка приводная рельсового транспортного средства, преимущественно трамвая с низким полом». Речь идет о трамвае модели 71-409, который уже сейчас проходит тестирование на улицах Екатеринбурга. Запуск моделей на линии произведен по инициативе администрации города, представители которой хотят посмотреть, как техника будет вести себя на линии и оценить ее характеристики на практике.
Авторами изобретения являются генеральный директор завода Алексей Носов, главный конструктор гражданской продукции Сергей Соловьев и ведущий инженер-конструктор Сергей Черных.
Тележка разработана для первого российского сочлененного трамвая со стопроцентно низким полом. Ее колесные пары не имеют общих осей, все оборудование тележки из средней части вынесено на внешнюю сторону, что позволяет освободить среднюю часть вагона, сделать его низкопольным.
Каждое колесо имеет индивидуальный привод и вращается от индивидуального электродвигателя через одноступенчатый цилиндрический редуктор с паразитной шестерней.
Поперечные связки выполнены из высокопрочной стали, что позволяет раме тележки упруго деформироваться, воспринимая косо-симметричные нагрузки от неровностей путей. Упругая подвеска привода позволяет смягчать динамические рывки при пуске двигателей или их торможении.
Внедряется система «умный поворот» — для сглаживания боковых динамических нагрузок от кривизны путей, при этом тележка имеет возможность упругого поворота на один градус в каждую сторону.
Новые вагоны моделей 71-407 и 71-409 производства АО «Уралтрансмаш» (также является предприятием НПК «Уралвагонзавод») сегодня проходят эксплуатационные испытания с пассажирами. Они следуют по улицам Кирова, Долорес Ибаррури, Верх-Исетскому бульвару через площадь Коммунаров, проспект Ленина и улицам Гагарина и Блюхера.
Эти трамваи были представлены на международной выставке «Иннопром-2015», которая прошла в июле в Екатеринбурге. В ходе презентации Сергей Соловьев отметил, что данные модели разработаны в рамках программы «Доступная среда»: наличие низкопольной части в общественном транспорте — ее обязательное требование. Длина и количество мест в них, по мнению разработчиков, являются оптимальными для Екатеринбурга.
Вагон модели 71-409 — трехсекционный. Это первый отечественный сочлененный трамвай со стопроцентно низким полом: он позволяет пассажирам, особенно пожилым, с детьми и с ограниченными физическими возможностями не только легко подниматься в салон, но и перемещаться по нему. В салоне предусмотрены специальные места для инвалидных колясок, а в средней двери оборудован пандус для того, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ в вагон людей с ограниченными возможностями или молодых мам с детскими колясками.
Длина вагона — 21,5 м., он обладает повышенной вместимостью: он рассчитан на 210 мест, что на 30% больше по сравнению с обычным трамваем. 71-409 оснащен пантографом, кондиционером в кабине водителя, системой видеонаблюдения, передающей информацию о состоянии внутри и снаружи вагона на экраны мониторов, расположенных в кабине водителя. Следует отметить, что такие вагоны уже используются в транспортной системе Нижнего Новгорода и Волгограда.
Как ранее сообщала администрация Екатеринбурга, на приобретение трамваев из федерального бюджета город рассчитывает получить 70 млн руб. (заявку уже отправили в Минпромторг), в региональной казне на покупку современных низкопольных трамваев заложили сумму более 92 млн руб. Это будет одним из значимых этапов подготовки столицы Среднего Урала к проведению не только Чемпионата мира по футболу в 2018 году, но и других крупных международных мероприятий.