Власти Екатеринбурга внесли изменения в Генеральный план развития города до 2025 года. Этот документ подразумевает территориальное планирование, в основе которого лежит реализация стратегических проектов. Основной чертеж Генплана уже прошел публичные слушания и в итоге будет представлен на рассмотрение Екатеринбургской городской думе.
Одной из причин актуализации Генплана явилось то, что в 2004 году специалисты администрации Екатеринбурга прогнозировали к 2025 году рост населения до 1 млн 400 тыс. человек. Однако на сегодняшний день этот показатель уже превышен на 61 тыс. человек.
Кроме того, технико-экономические показатели, которые были заложены в 2004 году на 1 января 2015 года, составили 32,5 млн кв. м. Однако уже сейчас в Екатеринбурге достигнут уровень жилищного строительства в 35 млн кв. м. То есть Генплан перевыполнен на 2,5 млн кв. м. жилья.
Соответственно, расчетные показатели в администрации Екатеринбурга откорректировали до 47 млн кв. м. Из них многоэтажное строительство должно составить 42 млн кв. м., а малоэтажное и индивидуальное — 5 млн кв. м.
Специалисты отмечают, что Генплан — это в первую очередь показательные цифры численности населения и жилищно-гражданского строительства. Все остальные показатели — обеспеченность зелеными зонами, развитие улично-дорожной сети, транспортной и инженерной инфраструктуры — вторичны от двух главных. При работе над актуализацией Генплана были проанализировали более 40 утвержденных градостроительных проектов.
«Микрорайоны Академический, Солнечный, Патрушихинские пруды — это приоритетные территории развития. Конечно, мы имеем на руках проекты развития и остальных территорий. Например, в восточном направлении — концепцию района Истокский и Северную корону, а также связь с соседним муниципальным образованием — Верхней Пышмой», — отмечает начальник департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации города Екатеринбурга Алексей Белышев.
По его словам, в частности, в Генплане-2025 был уточнен план третьего пускового комплекса Екатеринбургской кольцевой автомобильной автодороги, внесена трассировка высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань — Екатеринбург и установлена новая граница города. К муниципальному образованию добавили 114 тыс. гектаров.
«Кроме того, мы имеем тренды в развитии строительной отрасли. Сейчас более прогрессивные девелоперские и строительные компании создают проекты комплексного освоения территорий. Тому примером является Академический. Сегодня мы имеем около 10 аналогичных проектов. А в целом у города есть около 40 проектов градостроительной документации и более 12 концепций, охватывающих всю территорию Екатеринбурга», — сообщил Алексей Белышев.
Однако развитие строительной отрасли в Екатеринбурге, равно как и комплексное развитие территорий со следующего года, будут находиться под большим вопросом. Ведь администрацию города с легкой руки региональных властей, которые решили «усилить контроль» над муниципалитетом, лишили части градостроительных полномочий.
Речь идет о праве выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию и принятия решений по развитию уже застроенных территорий. Кроме того, закон подразумевает передачу властям Свердловской области (а конкретно региональному министерству строительства и развития инфраструктуры) полномочий по утверждению генерального плана, градостроительного проектирования, а также правил землепользования и застройки.
Застройщики Екатеринбурга уже раскритиковали этот закон еще на стадии его внесения в Законодательное собрание, отмечая, что областной Минстрой не справится с новыми полномочиями, что затормозит развитие строительной сферы.
Не в восторге были и власти Екатеринбурга, которые считают, что строительная отрасль является для города одной из системообразующих.
«Общепризнано, что уменьшение инвестиций в строительстве на 1 рубль влечет за собой потерю 4-7 рублей в смежных отраслях. Сейчас эта сфера Екатеринбурга испытывает на себе негативные проявления в экономике страны. Так, объемы реализации построенного жилья упали на 30-40% и имеют тенденцию к дальнейшему снижению», — отмечал глава администрации города Александр Якоб.
Однако несмотря на все призывы к тому, что проводить в сложившихся условиях сомнительную реформу, тем более без учета мнения профессионального сообщества, недопустимо, документ был принят.
В итоге, как считают участники рынка, это приведет к падению объемов ввода жилья в Екатеринбурге и к окончательной дестабилизации на строительном рынке города. Прямым следствием «усиления контроля» со стороны команды губернатора может стать существенное сокращение объемов строительства, в результате без работы могут остаться тысячи екатеринбуржцев, занятых в этой отрасли, упадут налоговые сборы и отчисления в бюджет. Одновременно под угрозу поставлено выполнение показателей, заложенных в Генплан-2025.