В Свердловской области резко сократился спрос на наручные часы. Объем продаж в зависимости от сегмента упал на 10-40%. Эксперты выделяют две основные причины этого явления: экономическую и технологическую. С одной стороны, в России снизились доходы населения. Кроме того, выросли цены на импортные части из-за девальвации российской валюты. С другой стороны, многие жители постепенно отказываются от наручных хронометров в пользу электронных гаджетов. В частности, в последнее время начались продажи «умных часов» Apple Watch.
Российский рынок наручных хронометров условно можно разделить на четыре основных ценовых сегмента: дешевый (до 10 тыс. руб.), средний (от 10 до 100 тыс. руб.), элитный (от 100 тыс. до 1 млн руб.), люкс (свыше 1 млн руб.).
По словам экспертов, наиболее сложная ситуация сейчас сложилась в элитном классе.
«Конечно, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, количество покупателей заметно снизилось. Больше всего просел сегмент швейцарских часов от 500 тыс. руб. до 1 млн руб. Значительно лучше ситуация в ценовом диапазоне от 100 до 500 тыс. руб. Часы стоимостью от 100 до 200 тыс. руб. продаются лучше всего. Можно отметить, что в элитном сегменте, которым мы занимаемся, не крутятся очень большие деньги, зато у нас есть стабильность», — заявил УрБК управляющий бутика «Галерея-Люкс» Антон Юрков.
По словам директора екатеринбургского филиала часового магазина-ломбарда «Перспектива» Олега Фокина, продажи часов класса «люкс» в регионе не сократились.
«Важно понимать портрет покупателя. Если человек до кризиса имел возможность откладывать денежные средства на покупку часов, то сейчас такой возможности нет. Однако у самых богатых людей деньги никуда не исчезли. Именно поэтому объемы продаж в сверхэлитном сегменте не сократились», — сообщил Олег Фокин.
С этим мнением согласен директор магазина часов и ювелирных изделий «Отражение» Сергей Ладанов.
«Спрос на рынке часов упал неравномерно: в зависимости от сегмента продажи сократились на 10-40%. Достаточно сильно просел средний ценовой уровень. Многие покупатели переместились в бюджетный сегмент. Здесь в основном представлены отечественные марки «Полет-Хронос», «ЧЗ Рекорд», «Ника», «ЭЛИКОР», а также недорогие импортные модели. Их продажи сократились незначительно. Кроме того, сравнительно неплохо себя чувствует «люкс» сегмент. У него всегда был очень узкий поток клиентов. Из-за кризиса эти люди не стали беднее», — считает Сергей Ладанов.
По его словам, главными причинами снижения общего числа покупателей на рынке является снижение доходов населения, финансовая нестабильность, а также рост курсов валюты.
«Цены обычно устанавливаются в трех наиболее ходовых валютах — в долл. США, швейцарских франках и евро. Все они за год достаточно сильно прибавили по отношению к рублю. Соответственно, выросли цены», — заявил директор магазина «Отражение».
Еще одной причиной падения продаж является рост популярности электронных гаджетов.
«В последние годы мобильная техника постепенно «выдавливает» с рынка наручные хронографы. Сейчас появился отдельный сегмент «смарт-часов», который в перспективе может еще сильнее повлиять на ситуацию. Вряд ли от этого пострадают элитные швейцарские бренды, но бюджетный и средний сегмент они вполне могут заместить. Сейчас многие торговые точки устанавливают на часы наценку в 200-300%, что делает товар менее конкурентоспособным для конечного покупателя», — сообщил УрБК один из участников рынка.
«Рынок «умных» аксессуаров в целом — один из самых активно растущих в сегменте персональной электроники. В целом, по нашим оценкам, в 2014 году рынок вырос в три с половиной раза в штуках, и мы прогнозируем, что в 2015 году он сохранит трехзначные темпы роста», — считает руководитель пресс-службы ритейлера «Связной» Мария Заикина.
Таким образом, по словам экспертов, рынок наручных часов будет испытывать давление со стороны электронных устройств. Ситуация усугубляется экономической нестабильностью, которая привела к тому, что россияне стали экономить на товарах роскоши. В текущих условиях наиболее благополучные перспективы имеет сегмент «люкс». Он практически не испытывает влияния кризиса и конкуренции со стороны «умных часов». Гораздо хуже ситуация в элитном, среднем и бюджетном сегменте.