Екатеринбургский рынок логистических услуг, до последнего времени считавшийся «тихой гаванью» в кризисном океане российской экономики, похоже, тоже начинает штормить. Несмотря на несомненные долгосрочные перспективы Екатеринбурга в качестве международного транспортного хаба, в краткосрочной и среднесрочной перспективе региональным логистическим компаниям придется затянуть пояса. Во всяком случае, крупнейшие их заказчики говорят о стремлении минимизировать объемы услуг, отдаваемых на аутсорсинг.
Стратегию развития логистики в Екатеринбурге представители власти, ритейла, логистических и транспортных компаний Уральского региона обсудили в ходе круглого стола «Развитие города Екатеринбурга как логистического хаба, влияние современных экономических условий на инвестиционную привлекательность». Мероприятие было организованно администрацией Екатеринбурга совместно с Уральской логистической ассоциацией.
Екатеринбург как хабПредставители власти и бизнеса практически единодушны в том, что роль Екатеринбурга в качестве логистического хаба со временем будет только возрастать. Это обусловлено как географическим положением города на перекрестке путей из Европы в Азию, так и его экономическим потенциалом, притягивающим крупных операторов и грузополучателей.
Сегодня уральская логистическая платформа и формирующий ее Екатеринбург для многих региональных и федеральных компаний является основным распределительным центром, куда свозится основная часть товара и затем развозится по другим регионам страны. По словам специалистов рынка, в большинстве случаев подобный способ работы дешевле, нежели использование в качестве отправной точки Москвы.
«Екатеринбург для нас является основным центром для сортировки и отправки товара по России. Стоимость складской обработки здесь ниже, чем в Москве. Продукция через кросс-докинг доставляется в уральскую столицу, а затем по низким тарифам автотранспортом поставляется в Москву и другие регионы», — рассказал руководитель отдела логистики компании «Гала-центр» Стариков Андрей.
Тем не менее участники рынка отметили, что экономический кризис вносит существенные изменения в темпы этого развития и географию поставок. Эти изменения стали одной из тем обсуждения участниками рынка.
«Сегодня мы хотим управлять транспортными потоками, используя компетенции Екатеринбурга. Речь идет о развитии города как центра деловой активности, необходимо исследование компетенций в области управления транспортными потоками», — сказал президент Уральской логистической ассоциации Сергей Шавзис.
По словам участников круглого стола, на сегодняшний день наиболее актуальным вопросом является — как при нынешнем состоянии экономики страны изменятся товаропотоки?
Сегодня Екатеринбург обрабатывает входящие и исходящие трафики, в число которых входят пути в Большой Екатеринбург, в города всего Урала, регионы страны, а также страны ЕАЭС, СНГ, Европы и Азии. Между тем, как поясняют участники дискуссии, в ближайшее время следует ожидать перераспределения товаропотоков из Европы в сторону направлений Дальний Восток — Урал, Беларусь — Урал и Казахстан — Урал.
«Начиная с прошлого года мы достаточно сильно ощущаем сокращение товарных потоков Европа — Урал, Москва — Урал. Наши клиенты, в основном крупные федеральные производители, прямым текстом говорят, что им сегодня выгодней заплатить неустойку заказчику, чем что-то покупать в Евросоюзе и вести на Урал. Многие клиенты постепенно переориентируются в том числе и на Юго-Восточную Азию», — пояснил специалист по продаже услуг логистики компании DB Schenker Пискулёв Дмитрий.
Отказ от аутсорсинга Между тем развитие Екатеринбурга в качестве хаба не гарантирует процветания региональных логистических компаний, особенно работающих по принципу аутсорсинга. Как отмечают участники круглого стола, в первую очередь представители производителей товаров, крупных торговых компаний и ритейла, отказ от услуг аутсорсинговых компаний в сфере транспортной и складской логистики становится основной тенденцией, определяющей развитие отрасли.
Как рассказал президент некоммерческой организации «Уральская логистическая ассоциация» Сергей Шавзис, сегодня у многих компаний сложилось четкое мнение о том, что в России нет достойных подрядчиков в области транспортной и складской логистики. В связи с этим ритейлеры принимают решение отказаться от услуг сторонних компаний. Такого же мнения придерживаются в компании «Пепси-Кола».
«С нашей точки зрения, в России немного операторов, способных оказывать услуги аутсорсинга комплексно и качественно. На сегодняшний день, по оценкам экспертов, их доля на рынке логистики составляет всего около 1-5%», — рассказал представитель компании «Пепси-Кола».
Аналогичная ситуация складывается и в транспортной логистике.
«На сегодняшний день 99% всех грузов мы обслуживаем своими силами. Сейчас мы активно наращиваем собственный автопарк. По причине того, что наша компания научилась управлять собственным транспортом, мы решили осуществлять перевозки самостоятельно. Это целесообразней и выгоднее», — рассказал руководитель отдела международной логистики компании «Сима Ленд» Александр Титов.
Помимо этого, еще одна проблема, с которой сталкиваются ритейлеры — это отсутствие качественных складских помещений. Сегодня в Екатеринбурге расположено 800 тыс. кв. м. площадок класса «А» и «В», из которых только около 40 тыс. кв. м. находится в собственности у ритейлеров, основная же часть берется в аренду либо логистическими компаниями, либо непосредственно самим заказчиком. Подобная система работы существует уже долгое время, однако сейчас все чаще звучит мнение о том, что намного выгоднее иметь собственный склад, нежели его арендовать.
«Основная причина отказа от услуг организаций, осуществляющих складскую логистику — это отсутствие качественных, подготовленных площадей. Подготовленных с точки зрения инженерии и разрешительной документации», — рассказал генеральный директор компании «ЛогИнУрал» Эмзар Гимаев.
По словам экспертов, большая часть сдающихся в аренду помещений в уральской столице — это универсальные спекулятивные склады, созданные под абстрактного заказчика и лишенные индивидуальных особенностей. В то же время рынку требуются именно специализированные складские помещения, максимально приспособленные под нужды конкретного пользователя, что наиболее актуально для продуктовых ритейлов. Именно это становится еще одной причиной отказа от услуг логистических компаний.
«Для сетевого продуктового ритейлера логистика — это основная компетенция. Имея собственную логистику в виде личного склада и транспорта, компания может обеспечить низкие затраты на прохождение товара от производителя до покупателя. Сейчас мы полностью забираем на себя всю цепочку движения товара от поставщика до полки магазина. В данный момент мы ожидаем завершения строительства нашего собственного склада в индустриальном комплексе «Про Бизнес Парк», — рассказал начальник управления логистики сети магазинов «Верный» Щетинин Сергей.
Надежды на лучшееЛогистические компании, встретившись с единодушным мнением своих потенциальных клиентов, постарались сохранить хорошую мину при плохой игре. Не отрицая самого факта снижения интереса к услугам аутсорсинга, они поставили под сомнение эффективность подобного шага. По их мнению, передача части направлений логистики в руки сторонних организаций позволяет снизить расходы и оптимизировать работу всей цепочки.
«Несмотря на то, что заказчик передает часть направлений на аутсорсинг, все равно именно он контролирует все процессы, в частности, каким транспортом перевозится товар, какие склады используются. К тому же экспедитор и логист может профессионально совместить сезонные спады и подъемы у разных заказчиков», — рассказал президент некоммерческой организации «Уральская логистическая ассоциация» Сергей Шавзис.
Как уверяют транспортные компании, в большинстве случаев организации, которые когда-то отказались от аутсорсинга, впоследствии возвращаются к услугам сторонних предприятий.
«Практически все заказчики, которые пробовали перейти на собственный парк и осуществлять транспортную логистику собственными силами, в конечном итоге возвращались к аутсорсингу», — рассказала специалист по транспортной логистике компании «Автоколонна 1212 Екатеринбург» Шведова Ирина.
В ходе обсуждения на круглом столе его участникам не удалось прийти к единому мнению относительно среднесрочных перспектив развития отрасли. И логистические компании, и их клиенты остались на своих позициях. Смогут ли они найти компромисс, или рынок ожидает серьезное перераспределение — покажет время.