Российский малый и средний бизнес ждет очередная встряска. С начала следующего года торговые предприятия России могут обязать перейти на новые кассовые аппараты. Их главное отличие от существующих — модуль обмена информацией, который будет самостоятельно посылать все данные о проведенных операциях на сервер налоговой службы. На данный момент законопроект находится в разработке, однако у ритейлеров нет сомнений в том, что к концу года документ вступит в силу. Между тем уже сейчас многие эксперты выражают уверенность, что данное нововведение окажет дополнительное давление на малый и средний бизнес, большинство представителей которого сегодня и так находится на грани выживания.
Необходимые изменения должны быть внесены в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Согласно документу, с 1 января 2016 года все торгующие предприятия будут обязаны начать переход на кассовые аппараты нового поколения.
Как отмечают эксперты, нынешние кассовые аппараты оснащены блоком ЭКЛЗ (электронная кассовая лента защищенная). Этот блок записывает все проведенные операции. При осуществлении налоговой проверки его данные могут быть сличены с данными бухгалтерии. Новые аппараты будут оснащены системами передачи данных, которые призваны передавать информацию по проведенным операциям непосредственно в Федеральную налоговую службу (ФНС). Для этого будут использоваться специальные фискальные операторы и каналы связи. Таким образом, каждый кассовый аппарат будет подключен к сети интернет и снабжен системами криптографии и шифрования.
Кроме того, в самом кассовом чеке появятся дополнительные обязательные реквизиты, такие как данные об используемой продавцом системе налогообложения, название оператора фискальных данных и адрес непосредственной выдачи чека.
Стоит отметить, что, согласно документу, за использование кассового аппарата не того образца в Кодекс РФ об административных правонарушениях будет введена административная ответственность.
Согласно существующим вариантам законопроекта, от перехода на новые кассы будут освобождены точки реализации прессы, проездных билетов и ценных бумаг, а также пункты приема стеклотары у населения и отделы продажи мороженого и безалкогольных напитков на разлив. Не исключено, что к моменту внедрения законопроекта будет обозначен и перечень населенных пунктов, в которых введение кассовых аппаратов с подключением к интернету будет отложено по причине отсутствия самого интернета.
Одновременно предполагается, что владельцы уже зарегистрированных контрольно-кассовых аппаратов получат определенный переходный период, чтобы заменить старые кассы на новые.
Как отмечается на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, документ о внесении изменений находится в разработке на стадии подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.
Причины По мнению независимого финансового эксперта Григория Вахитова, основной причиной введения данного законопроекта стало осуществление плана усиления контроля над розничным бизнесом.
«Сейчас главное, с чем берется государство, — это неуплата НДС. Сегодня очень много случаев, связанных с «липовыми» контрактами на экспорт, ведением бизнеса «в тени» и тому подобного. В нынешних условиях с точки зрения государства и с точки зрения сбора налогов введение подобных изменений в законодательство необходимо», — пояснил Григорий Вахитов.
Впрочем, эксперты в области кассовой техники отмечают, что данная мера вряд ли серьезно поспособствует собираемости налогов. По их словам, махинации с чеками чаще используются сотрудниками для того, чтобы обманывать собственников бизнеса, а не собственниками для обмана государства. Сам малый бизнес, для которого такой обман был бы экономически обоснован, давно работает по системе единого налога на вмененный доход (ЕНВД), который позволяет работать вообще без кассового аппарата.
Кроме того, остается вопрос о том, где налоговая служба будет хранить огромные объемы поступающей информации и каким образом планирует ее обрабатывать. Очевидно, что для этого необходимы мощные информационные комплексы, серверы, а также специалисты. Можно ожидать, что на приобретение и установку этого оборудования и обеспечение персоналом потребуются большие объемы как финансовых, так и временных ресурсов. Кроме того, можно предположить, что предприниматели столкнутся с проблемами при наладке и запуске оборудования на стороне ФНС.
ПоследствияСтоит отметить, что у российских предпринимателей уже есть небольшой опыт работы с подобной техникой. Так, 1 августа прошлого года в некоторых областях страны в тестовом режиме были внедрены аппараты «умных» ККТ. По окончанию эксперимента — 1 февраля 2015 года — большинство представителей ведомственных служб отметили эффективность данной системы, в то время как значительная часть предпринимателей осталась недовольна нововведением. Участники малого и среднего бизнеса заявили о неготовности программного обеспечения к полноценному и безопасному использованию.
Между тем по мнению экспертов и участников рынка, несмотря на положительные отзывы межведомственной комиссии, которая оценивала итоги эксперимента, введение изменений в законодательство преждевременно.
«Все эти действия, которые проводятся ради порядка и установления дополнительного контроля за неофициальным оборотом денег, на данный момент не совсем уместны и вряд ли они сработают в нужном направлении. На данный момент практически весь средний бизнес ушел в «серые зарплаты», идет большая налоговая нагрузка на малый бизнес, поэтому нет уверенности, что этот закон сработает так, как надо», — пояснил президент Ассоциации малого бизнеса Владимир Лобок.
По его словам, на данный момент финансово-кредитная система страны не позволяет бизнесу даже удерживаться на рынке — не то что развиваться. К тому же, сейчас начинают активизироваться коррупционные схемы деятельности и так называемые «откаты денег». В этих условиях часть бизнеса постарается обойти данный закон и продолжить проводить теневой оборот финансов.
Помимо этого, многие эксперты уверены, что вступление в силу данного документа может поставить на грань выживания часть торговых организаций малого и среднего бизнеса. Покупка нового дорогостоящего оборудования (кассовый аппарат и сейчас стоит о 30 до 50 тыс. руб., с новой системой дешевле он точно не станет) особенно в период напряженной ситуации в экономике может разорить небольшие предприятия.
«Покупка такого средства, как новый кассовый аппарат, некоторые торговые предприятия может поставить на грань выживания, потому что, как правило, такая техника иностранного производства и имеет высокую стоимость. К тому же, сразу работать на ней правильно вряд ли кто-то сможет», — рассказал Григорий Вахитов.
Большинство экспертов сегодня сходятся во мнении о том, что на бизнес и без того оказывается большое давление, и введение дополнительных санкций только усугубит ситуацию.
«Сейчас положение в экономике страны довольно плачевное, однако несмотря на это в правительстве продолжают придумывать дополнительные поборы с предпринимателей, которые сейчас находятся не в самом лучшем состоянии», — сказал депутат Законодательного собрания Свердловской области, вице-президент ЗАО «Супермаркет «Кировский» Лев Ковпак.
По его словам, вероятнее всего данный законопроект не будет распространяться на предприятия малого бизнеса, которые находятся на едином налоге на вмененный доход. Между тем среднему и крупному бизнесу придется приспосабливаться и нести определенные дополнительные издержки.
Большинство экспертов уверены, что в условиях, которые сложились на сегодняшний день в экономике, нельзя принимать нормативные акты, усложняющие деятельность предпринимателей, даже если они были запланированы задолго до кризиса. На данный момент законопроект о внесении изменений находится в разработке, но уже сейчас участники рынка уверены в том, что этот документ не только усложнит работу малого и среднего бизнеса, но и может привести к разорению доли торговых предприятий.