Фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Свердловской области отчитался о первых результатах работы. Как выяснилось, они неутешительные. В консультациях, которые проводит организация, призванная улучшить условия проживания свердловчан в своих домах, участвуют чуть меньше половины управляющих компаний региона, деньги на капремонт сдают чуть больше 70% жителей области, а в фонд порой невозможно дозвониться. При этом сам глава организации Александр Караваев признает, что он по ряду требований не отвечает занимаемой им должности.
Региональная программа капитального ремонта многоквартирных домов начала действовать в Свердловской области с 29 апреля 2014 года. Согласно нововведениям, собственники помещений вправе самостоятельно выбрать способ формирования фонда капремонта. Они могут открыть в банке специальный счет дома или перечислять взносы на счет регионального оператора (фонда содействия капитальному ремонту). Для того, чтобы создать спецсчет, необходимо провести собрание собственников жилья и принять соответствующее решение. На данный момент подавляющее число домохозяйств этого не сделало, поэтому основную массу средств за капремонт со стороны населения по умолчанию получает региональный оператор.
Сразу после создания этого ведомства эксперты с сомнением отнеслись к тому, насколько оно будет оправдывать свое название, то есть содействовать капитальном ремонту многоквартирных домов. Впоследствии все эти подозрения подтвердились, и в первую очередь тот факт, что руководству фонда не удалось наладить конструктивные взаимоотношения с главами муниципалитетов. В частности, сметы, которые составлялись на местах, в ведомстве впоследствии занижались. Это, по мнению ряда наблюдателей, связано с тем, что собираемость средств с населения в так называемый «общий котел», коим является оператор, оставляет желать лучшего.
По данным самого фонда, только около 76% жителей Свердловской области оплачивают счета за капремонт.
По словам главы организации Александра Караваева, учитывая, что программа начала работать только в прошлом году, это неплохие показатели. Однако при этом он сам признает, что собранных средств на ремонт не хватает.
«К примеру, в этом году мы передвинули работы по 100 домам на 2016 год из-за того, что местным жителям не удалось собрать необходимую сумму», — отметил он.
Отдельным остается вопрос о взаимодействии с управляющими компаниями в этом вопросе. В частности, в Екатеринбурге так получилось, что при смене операторов по управлению домов деньги, которые жители перечисляли на капремонт, до фонда просто не дошли. Такая ситуация сложилась в доме № 34 «а» на улице Стачек в Орджоникидзевском районе. УК «Зеленый город» собирала деньги у граждан, хотя не имела на это права по действующему законодательству, а впоследствии, когда оператором этого здания стала другая управляющая компания, от фонда жильцы получили отдельную квитанцию с огромным долгом. Разумеется, в таких условиях люди просто не будут платить больше, так как доверия ни к кому не будет.
Говоря о взаимодействии с УК, Александр Караваев оправдывался тем, что фонд на еженедельной основе проводит консультации. Однако, судя по его риторике, ведомство само инициативу не особо проявляет: «Все, кто заинтересован, получают необходимую информацию и ведут с нами диалог», — сообщил он.
Отсюда и закономерный статистический результат, который говорит сам за себя: в консультациях принимают участие только 47% управляющих компаний Свердловской области.
«Мы уже успели поработать с фондом. Там такой бардак. Очень плохая организация. Люди не понимают, куда и зачем платить. Поэтому половина жителей не перечисляет туда взносы», — отмечает директор по развитию управляющей компании «Лига ЖКХ» Илья Сотонин.
Однако подобные обвинения Александр Караваев списывает на малочисленность возглавляемой им организации.
«Действительно, у нас зачастую бывает занята «горячая линия». В фонде работают немногим больше 100 человек, из них 3 отвечают на телефонные звонки. При этом обращений очень много. Поэтому не всегда получается с ними справляться», — сообщил он.
При этом он отмечает, что количество жалоб на организацию ремонтных работ в этом году превышает все необходимые нормы и фонд столкнулся с целым комплексом трудностей. В частности, из-за слабого взаимодействия с муниципалитетами сметы региональному оператору не были предоставлены вовремя. Вследствие этого строительные работы начались значительно позднее запланированного.
Кроме того, некоторые подрядчики сорвали подготовку проектной документации. В связи с этим фонд в ближайшее время может расторгнуть с двумя подобными компаниями договоры. Это также скажется на сроках начала работ.
Собственно, подобные оправдания говорят о многом, равно как и откровенное заявление о том, что у главы фонда нет необходимого строительного образования. Кроме того, по новым квалификационным требованиям руководитель регионального оператора должен иметь опыт работы в профильной сфере более 10 лет, в том числе на руководящих должностях — более 3 лет.
«Подтверждаю, что я не соответствую некоторым из них. В частности, у меня нет необходимого строительного образования. Однако контракт со мной был подписан до вступления в силу нововведений. Поэтому в будущем при проведении конкурса на замещение моей должности эти требования уже будут полностью работать», — сообщил Александр Караваев.
Какое «наследство» оставит после себя человек, который сам признается, что не соответствует своей должности, — вопрос открытый. А ведь речь идет о миллиардах рублей, которые жители многоквартирных домов доверили государственной структуре в надежде на качественный ремонт своего жилья. На поверку же выходит, что структура, в которой меньше чем за полтора года сменился уже второй руководитель, не справляется с возложенными на нее обязанностями.
Отметим, что до конца 2015 года в Свердловской области должны отремонтировать 969 домов, в том числе 280 — в Екатеринбурге. На сегодняшний день работы ведутся только в 400 зданиях.