Интернет-магазин «E96.RU» за минувший год не только не смог занять свою нишу на федеральном рынке, но и всерьез сдал позиции даже в Екатеринбурге. Теперь компании приходится задумываться не об экспансии в другие регионы, а о выживании. В условиях резкого падения спроса на бытовую технику и гаджеты интернет-магазин переформатирует свою работу, превращаясь из ритейлера в посредника.
О начале покорения федерального рынка компания «Е96.RU» объявила в июле 2014 года. Как пояснило тогда руководство интернет-магазина, в родном Екатеринбурге им стало слишком тесно. Сказывались, в частности, кризисные настроения, под давлением которых продажи начали постепенно снижаться.
«В Екатеринбурге мы прирастаем совсем немного потому, что рынок падает. У нас очень здорово растут только новые регионы», — сказал один из основателей интернет-магазина Борис Лепинских.
Нарастить объемы продаж было решено через увеличение территории сбыта. Для этого «Е96.RU» согласился на объединение с интернет-магазинами «Сотмаркет» и «Ютинет». Объединение трех площадок в одну — холдинг «Ютинет», по мнению экспертов, говорило о том, что участники рынка готовились работать в условиях кризиса. Однако в «Е96.RU», по всей видимости, даже и предположить не могли, как будут развиваться события после слияния интернет-магазинов.
Обесценивание рубля почти в 2 раза и падение покупательской способности населения обвалило рынок бытовой техники и электроники в России на 14% по итогам первой половины 2015 года. Падение спроса в первую очередь ударило по позициям холдинга в Москве. К слову, столичный рынок и до прихода «Е96.RU» считался переполненным. В начале 2015 года в связи с падением спроса компания конкуренции не выдержала.
«Самый глубокий спад был в январе, как и у всех игроков на этом рынке. Спрос рухнул сильнее, чем мы могли себе предположить. Весь остальной период — восстановление (по синусоиде) и рост. Глобально в первой половине года у нас просела электроника. Более чем на 30%», — пояснили УрБК в «Е96.RU».
В апреле 2015 года стало известно о закрытии офисов холдинга в Москве. Интернет-магазины «Сотмаркет» и «Ютинет» были выставлены на продажу. Фактически в объединении остался только «Е96.RU». На базе уральского интернет-магазина было решено продолжать работу. Таким образом, компания вернулась к тому, с чего год назад начинала. Однако теперь вместо 100% активов «Е96.RU» у основателей онлайн-ритейлера на руках была только четверть акций ПАО «Ютинет». Уменьшились и складские площади, занимаемые интернет-магазином.
«Мы переехали в новый — с меньшей стоимостью квадратного метра, с очень хорошей инфраструктурой. В результате внедрения системы адресного хранения мы смогли оптимизировать и площади. Они сократились почти на 25%. Поскольку арендная ставка за метр коммерческой недвижимости в Екатеринбурге продолжает стремительно падать, мы не исключаем еще одного переезда», — сказали в интернет-магазине.
Падение с федерального олимпа в родной Екатеринбург и резкое сокращение рынка заставили компанию искать новые стратегии выживания. Если на фоне растущего спроса бизнес интернет-продаж жил за счет низкой маржи при больших объемах продаж, то сейчас эта стратегия стремительно меняется. В условиях падения уровня потребления интернет-магазин пытается снизить издержки, одновременно стараясь извлечь выгоду с каждой сделки, зачастую — за счет потребителя.
С конца прошлого года традиционный ассортимент в интернет-магазине сократился. Тогда «Е96.RU» объяснял проблемы колебаниями курса рубля и обещал исправить ситуацию в кратчайшие сроки. До настоящего времени изменений к лучшему с выбором товара у ритейлера не произошло. Онлайн-витрина «Е96.RU» превратилась в каталог картинок — есть описание товара, его характеристики — однако на складе он отсутствует. В основном такая ситуация наблюдается в разделе бытовой техники и электроники.
Кроме того, изменились условия заказа товаров. Теперь многие виды дорогостоящей техники или гаджетов можно приобрести только по предоплате. Некоторые специалисты объясняют нововведение тем, что у «Е96.RU» просто отсутствует нужный товар на складе, и магазин его перекупает в других точках, выступая таким образом посредником.
В самой компании также признают, что бытовая техника не приносит им высокой выручки. По словам Бориса Лепинских, интернет-магазин в поисках новых клиентов начала продавать (а, возможно, и перепродавать) мебель, детские игрушки, инструменты и другие несвойственные для себя товары. Как считает Лепинских, «Е96.RU» теперь выполняет функции гипермаркета. Это, пожалуй, действительно удобно, если бы онлайн-ритейлер не ввел платную доставку за товары, а у настоящих гипермаркетов не было бы своих интернет-магазинов.
При этом у экспертов вызывает сомнения то, что «Е96.RU» существенно нарастит таким образом клиентов. На рынке онлайн-ритейла достаточно игроков, которые могут предложить те же самые товары по такой же цене. На существенный прирост клиентов в сегменте мебели и инструментов в условиях растущей конкуренции рассчитывать не приходится.
На какие дальнейшие шаги пойдет «Е96.RU», чтобы удержать хотя бы уже существующие объемы продаж, предугадать сложно. Однако на фоне нового ослабления курса рубля можно с уверенностью сказать, что основной сегмент интернет-магазина — бытовая техника — будет по-прежнему дорожать. Соответственно, интерес к нему будет только падать. В такой ситуации последние действия «Е96.RU» похожи не столько на «антикризисный» план, сколько на жесты отчаяния.
УрБК будет следить за развитием событий.