Статьи
13.07.2015

В ожидании настоящего логотипа

В ожидании настоящего логотипа 18 июля 2015 года будут подведены итоги конкурса по созданию визуального образа и айдентики Екатеринбурга. Победитель будет выбран путем прямого голосования на официальном сайте проекта и получит от организатора соревнования — екатеринбургского предпринимателя Николая Гоноровича — 300 тысяч рублей. Правда, эксперты рынка графического дизайна сомневаются в том, что выбранный таким образом логотип будет всерьез использован в айдентике и продвижении города. Препятствием к этому могут стать как невысокое качество представленных работ, так и отсутствие экономического субъекта, заинтересованного в подобном продвижении.

Прием конкурсных работ начался ровно два месяца назад, 13 мая 2015 года. Общее число заявок превысило 330 штук. Абсолютное большинство из них было подготовлено непрофессионалами. В результате двух туров работы конкурсной комиссии из 331 работы было отобрано 4 лучших проекта, которые и были вынесены на суд общественности. Ими стали работы Алексея Архипова, Сергея Клещёва, команды «Мейд ин Урал» из Екатеринбурга и Сергея Лавриненко из Москвы.

Отметим, что отправной точкой к нынешнему конкурсу стала серьезная профессиональная и общественная дискуссия, которую спровоцировал московский дизайнер Артемий Лебедев. В начале декабря 2014 года он презентовал созданный его студией логотип Екатеринбурга — стилизованную зеленую рукописную букву «Е», в которой эксперты обнаружили поразительное сходство с вензелем императрицы Екатерины второй.

Творение студии Лебедева вызвало полемику не только у городской общественности, но и в арт-сообществе Екатеринбурга. Известные рекламные агентства и дизайнерские бюро выступили с заявлениями о том, что местная школа дизайна может создать проекты сопоставимого качества проработки, но в то же время намного лучше отражающие «местную специфику», недоступную пониманию «пришлого москвича».

Результатом этого обсуждения и стал конкурс айдентики Екатеринбурга, призванный сформировать единый стиль визуального оформления присутствия Екатеринбурга в символическом пространстве страны и мира.

Все не то и все не так

Однако реализация задуманного проекта оказалась весьма далека от первоначального замысла. Во-первых, все «гранды» местного рекламного рынка и дизайнерского сообщества оказались не среди участников конкурса, а в составе его жюри. Это резко снизило планку конкурсных работ: большая их часть оказалось откровенно любительского уровня — от детского рисунка до курсовой учащегося архитектурной академии. Небольшое число проектов, отличающихся профессиональной проработкой и в конечном итоге вышедших в финал, по мнению участников рынка, сделаны все теми же ведущими рекламными агентствами, но «под псевдонимами», то есть размещены не от имени организации, а от имени отдельных дизайнеров. При этом создается впечатление, что сделано это с единственной целью — уберечь лидеров рынка от очевидного позора.

Потому что какая бы из четырех представленных в финале работ ни была объявлена победителем, очевидно, что ни официальным, ни «общественным» логотипом Екатеринбурга она точно не станет. Ни в одной из них нет для этого ни необходимого эмоционально окрашенного месседжа, ни глобальной укорененности в символическом пространстве города. То есть представленные логотипы, с одной стороны, не могут адекватно репрезентировать город «во вне», так как связаны с его прошлым и настоящим, с другой — не могут служить точкой отсчета для самоидентификации горожан, так как не схватывают сущностных особенностей Екатеринбурга.

Суть месседжа

В то же время сам конкурс в его нынешнем виде — с низким качеством работ и «грандами» рынка в жюри — сам по себе можно рассматривать как своего рода послание, которые рекламные агентства и дизайн-студии Екатеринбурга отправляют потенциальному заказчику городской айдентики, будь то администрация или городское сообщество. И суть этого послания, по всей видимости, заключается в том, что ни за возможный приз в 300 тысяч рублей, ни тем более бесплатно екатеринбургские рекламные агентства разрабатывать символику для города не готовы.

В отличие от Артемия Лебедева, который не попросил за свой проект ни копейки, маститые участники регионального рынка, по всей видимости, готовы вкладывать серьезные усилия в айдентику Екатеринбурга только за существенное материальное вознаграждение и только на условиях индивидуального заказа, и желательно без конкурсов или тендеров.

Примером подобного подхода может служить агентство Red Pepper, разработавшее и внедрившее по заказу Министерства государственного имущества Свердловской области айдентику для принадлежащего областной казне завода «Фарфор Сысерти». В ходе выставки «Иннопром» предприятие представило три эксклюзивных коллекции фирменного фарфора: «Конструктивизм», «Свердловск» и «Уральский рок». Айдентика фарфоровых кружек и тарелок, обыгрывающая уникальные особенности Екатеринбурга и Урала, по качеству оказалась выше, чем представленная на конкурсе городского логотипа. Вполне возможно, если бы эти работы были представлены в ходе конкурса, они вошли бы в число финалистов. Но рекламное агентство предпочло реализовать их как коммерческий проект, причем оплаченный за счет фондов областной казны.

Итоги

Что касается завершающегося конкурса, то он, по всей видимости, станет очередным, хотя и очень важным шагом к обретению Екатеринбургом своего логотипа. Именно в ходе его реализации были обнаружены те вопросы и проблемы, без решения которых завершение этого процесса представляется малореальным.

Так, стало очевидным, что для появления айдентики необходим институциональный заказчик, который сможет четко сформулировать требования, которым должен соответствовать логотип, его целевую аудиторию и функционал. Именно этот заказчик, а не абстрактные «народные массы» и должен оценивать проделанную дизайнерами работу, корректировать ее на всех стадиях процесса создания логотипа. В международной практике такими заказчиками, как правило, становятся ведомства, отвечающие за привлечение туристов и внешнее позиционирование страны, региона или отдельного города. Какая структура сможет взять на себя эту функцию в Екатеринбурге – покажет время.

Кроме того, конкурс впервые продемонстрировал пример пусть и весьма ограниченной и закамуфлированной, но все же конкуренции между различными дизайнерскими студиями и рекламными агентствами за возможность создать действительно интересный и востребованный проект. Вполне возможно, что именно за счет этой конкуренции в будущем и удастся в том или ином виде выделить тех исполнителей, которые окажутся в силах реализовать проект по созданию городской айдентики.

Сами материалы конкурса, причем не только работы победителей или финалистов, но и все проекты, представленные на обозрение комиссии и горожан, стали своеобразным «полевым исследованием», отражающим массовое, пусть и не всегда четко оформленное представление о том, что же представляет из себя Екатеринбург, сжатый до размеров логотипа. Этот набор разнородных работ и концепций дает широкий срез трендов и тенденций, который в будущем сможет стать той основой, на которой профессиональные дизайнеры в будущем смогут вырастить настоящую, новую айдентику города.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
06.07.2015 Логотип Екатеринбурга: главное — не опозориться

18 июля завершится конкурс на создание айдентики города. ...

06.07.2015 Евгений Фатеев: В конкурсе на создание айдентики Екатеринбурга приняли участие известные дизайнеры

УрБК, Екатеринбург, 06.07.2015. В конкурсе на создание айдентики Екатеринбурга приняли участие работы многих известных ...

06.07.2015 Четыре работы вышли в финал конкурса на лучший логотип Екатеринбурга

УрБК, Екатеринбург, 06.07.2015. В финальном этапе голосования за выбор айдентики Екатеринбурга, который стартует 6 ...

29.06.2015 Жюри конкурса по разработке логотипа Екатеринбурга рассмотрит более 300 проектов

УрБК, Екатеринбург, 29.06.2015. Организаторы открытого конкурса на разработку логотипа и айдентики Екатеринбурга ...

13.05.2015 В Екатеринбурге стартовал конкурс на создание логотипа и айдентики города

УрБК, Екатеринбург, 13.05.2015. Инициативная группа, включающая дизайнеров, художников, бизнес-сообщество и ...