18 июля 2015 года будут подведены итоги конкурса по созданию визуального образа и айдентики Екатеринбурга. Победитель будет выбран путем прямого голосования на официальном сайте проекта и получит от организатора соревнования — екатеринбургского предпринимателя Николая Гоноровича — 300 тысяч рублей. Правда, эксперты рынка графического дизайна сомневаются в том, что выбранный таким образом логотип будет всерьез использован в айдентике и продвижении города. Препятствием к этому могут стать как невысокое качество представленных работ, так и отсутствие экономического субъекта, заинтересованного в подобном продвижении.
Прием конкурсных работ начался ровно два месяца назад, 13 мая 2015 года. Общее число заявок превысило 330 штук. Абсолютное большинство из них было подготовлено непрофессионалами. В результате двух туров работы конкурсной комиссии из 331 работы было отобрано 4 лучших проекта, которые и были вынесены на суд общественности. Ими стали работы Алексея Архипова, Сергея Клещёва, команды «Мейд ин Урал» из Екатеринбурга и Сергея Лавриненко из Москвы.
Отметим, что отправной точкой к нынешнему конкурсу стала серьезная профессиональная и общественная дискуссия, которую спровоцировал московский дизайнер Артемий Лебедев. В начале декабря 2014 года он презентовал созданный его студией логотип Екатеринбурга — стилизованную зеленую рукописную букву «Е», в которой эксперты обнаружили поразительное сходство с вензелем императрицы Екатерины второй.
Творение студии Лебедева вызвало полемику не только у городской общественности, но и в арт-сообществе Екатеринбурга. Известные рекламные агентства и дизайнерские бюро выступили с заявлениями о том, что местная школа дизайна может создать проекты сопоставимого качества проработки, но в то же время намного лучше отражающие «местную специфику», недоступную пониманию «пришлого москвича».
Результатом этого обсуждения и стал конкурс айдентики Екатеринбурга, призванный сформировать единый стиль визуального оформления присутствия Екатеринбурга в символическом пространстве страны и мира.
Все не то и все не такОднако реализация задуманного проекта оказалась весьма далека от первоначального замысла. Во-первых, все «гранды» местного рекламного рынка и дизайнерского сообщества оказались не среди участников конкурса, а в составе его жюри. Это резко снизило планку конкурсных работ: большая их часть оказалось откровенно любительского уровня — от детского рисунка до курсовой учащегося архитектурной академии. Небольшое число проектов, отличающихся профессиональной проработкой и в конечном итоге вышедших в финал, по мнению участников рынка, сделаны все теми же ведущими рекламными агентствами, но «под псевдонимами», то есть размещены не от имени организации, а от имени отдельных дизайнеров. При этом создается впечатление, что сделано это с единственной целью — уберечь лидеров рынка от очевидного позора.
Потому что какая бы из четырех представленных в финале работ ни была объявлена победителем, очевидно, что ни официальным, ни «общественным» логотипом Екатеринбурга она точно не станет. Ни в одной из них нет для этого ни необходимого эмоционально окрашенного месседжа, ни глобальной укорененности в символическом пространстве города. То есть представленные логотипы, с одной стороны, не могут адекватно репрезентировать город «во вне», так как связаны с его прошлым и настоящим, с другой — не могут служить точкой отсчета для самоидентификации горожан, так как не схватывают сущностных особенностей Екатеринбурга.
Суть месседжаВ то же время сам конкурс в его нынешнем виде — с низким качеством работ и «грандами» рынка в жюри — сам по себе можно рассматривать как своего рода послание, которые рекламные агентства и дизайн-студии Екатеринбурга отправляют потенциальному заказчику городской айдентики, будь то администрация или городское сообщество. И суть этого послания, по всей видимости, заключается в том, что ни за возможный приз в 300 тысяч рублей, ни тем более бесплатно екатеринбургские рекламные агентства разрабатывать символику для города не готовы.
В отличие от Артемия Лебедева, который не попросил за свой проект ни копейки, маститые участники регионального рынка, по всей видимости, готовы вкладывать серьезные усилия в айдентику Екатеринбурга только за существенное материальное вознаграждение и только на условиях индивидуального заказа, и желательно без конкурсов или тендеров.
Примером подобного подхода может служить агентство Red Pepper, разработавшее и внедрившее по заказу Министерства государственного имущества Свердловской области айдентику для принадлежащего областной казне завода «Фарфор Сысерти». В ходе выставки «Иннопром» предприятие представило три эксклюзивных коллекции фирменного фарфора: «Конструктивизм», «Свердловск» и «Уральский рок». Айдентика фарфоровых кружек и тарелок, обыгрывающая уникальные особенности Екатеринбурга и Урала, по качеству оказалась выше, чем представленная на конкурсе городского логотипа. Вполне возможно, если бы эти работы были представлены в ходе конкурса, они вошли бы в число финалистов. Но рекламное агентство предпочло реализовать их как коммерческий проект, причем оплаченный за счет фондов областной казны.
ИтогиЧто касается завершающегося конкурса, то он, по всей видимости, станет очередным, хотя и очень важным шагом к обретению Екатеринбургом своего логотипа. Именно в ходе его реализации были обнаружены те вопросы и проблемы, без решения которых завершение этого процесса представляется малореальным.
Так, стало очевидным, что для появления айдентики необходим институциональный заказчик, который сможет четко сформулировать требования, которым должен соответствовать логотип, его целевую аудиторию и функционал. Именно этот заказчик, а не абстрактные «народные массы» и должен оценивать проделанную дизайнерами работу, корректировать ее на всех стадиях процесса создания логотипа. В международной практике такими заказчиками, как правило, становятся ведомства, отвечающие за привлечение туристов и внешнее позиционирование страны, региона или отдельного города. Какая структура сможет взять на себя эту функцию в Екатеринбурге – покажет время.
Кроме того, конкурс впервые продемонстрировал пример пусть и весьма ограниченной и закамуфлированной, но все же конкуренции между различными дизайнерскими студиями и рекламными агентствами за возможность создать действительно интересный и востребованный проект. Вполне возможно, что именно за счет этой конкуренции в будущем и удастся в том или ином виде выделить тех исполнителей, которые окажутся в силах реализовать проект по созданию городской айдентики.
Сами материалы конкурса, причем не только работы победителей или финалистов, но и все проекты, представленные на обозрение комиссии и горожан, стали своеобразным «полевым исследованием», отражающим массовое, пусть и не всегда четко оформленное представление о том, что же представляет из себя Екатеринбург, сжатый до размеров логотипа. Этот набор разнородных работ и концепций дает широкий срез трендов и тенденций, который в будущем сможет стать той основой, на которой профессиональные дизайнеры в будущем смогут вырастить настоящую, новую айдентику города.