VIP-Интервью
18.05.2015

Вячеслав Халитов: Следующее поколение танков появится в 2070-х годах

Фотография с сайта www.uvz.ruНа вопросы журналистов о новинках Парада Победы и предстоящей в сентябре выставке RАЕ-2015 в Нижнем Тагиле ответил заместитель генерального директора ОАО НПК «Уралвагонзавод» по специальной технике Вячеслав Халитов.

— Вячеслав Гилфанович, главной новинкой парада и, наверное, «гвоздем» RАЕ станет, конечно, «Армата». Можно ли сейчас сказать, кто автор этой конструкции? Хотя бы обозначить коллектив или идеолога, стоявших у истоков «Арматы»? И в каком состоянии на сегодняшний момент находится этот танк? То, что на параде — это предсерийный образец или все-таки еще прототип, который будет дорабатываться?

— Разрабатывает «Армату» «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения» УКБТМ под руководством генерального директора и главного конструктора Терликова Андрея Леонидовича. Этот коллектив на протяжении нескольких лет непосредственно занимается платформой «Армата». Безусловно, ему помогают множество коллективов и конструкторских бюро, изготавливающих составные части. Например, «Челябинский тракторный завод» — это силовая установка. Там свое конструкторское бюро, свое производство. «Завод № 9» в Екатеринбурге — это пушка. Всего к «Армате» имеют отношение более ста предприятий.

— Российских?

— Да, только российских. Зависимости от зарубежного производства нет. Сейчас проходит отдельный этап разработки машины — испытания.

— Это уже государственные испытания?

— Нет, предварительные. По заказу Министерства обороны выпущена опытно-промышленная партия машин. Суть в том, чтобы поставить машины в войска. Это не прототипы, не макеты — реальные серийные образцы, сделанные полностью по чертежам и документации главного конструктора. Опытно-промышленная партия пойдет в войска для испытаний в реальных условиях эксплуатации. Это стандартная практика, и она очень важна, потому что мы хотим окончательно узнать мнение Министерства обороны о нашем изделии.

— Какая часть, какое соединение первым получит «Арматы» для их обкатки?

— Этого мы не знаем. Мы официально передали технику Министерству обороны. В Минобороны приняли решение, что машины из этой партии пойдут на парад. Мы только оказываем помощь. В январе-феврале мы начали обучать механиков-водителей на эту технику, а с февраля помогаем обучать экипажи в ходе подготовки к Параду Победы. Что касается того, в какой воинской части новая машина будет эксплуатироваться, то это решает Министерство обороны. Но по опыту скажу, что нужны разные воинские части в разных климатических и географических зонах. Необходимо узнать, как машина ведет себя и на юге, и на севере, и на западе, и на востоке, в различных условиях эксплуатации.

— От Заполярья до пустыни, понятно.

— Конечно. Это, кстати, одно из основных условий проведения испытаний в войсках.

— Можно ли получить какие-то базовые характеристики «Арматы», чтобы уже не гадать, а просто знать, с опорой на официальные источники, что весит машина, например, столько-то, тип двигателя и пушки такой-то?

— Нет, это закрытая тема. А то, что вы видите на фото, понятно и неспециалисту — семикатковое шасси, платформа с разным размещением силового блока на корме и в носовой части, в зависимости от типа машины. В тяжелой БМП — двигатель впереди. На танке — в кормовой части. Это говорит об адаптивности платформы. Условия и требования Министерства обороны по созданию именно унифицированной платформы под различные системы вооружения выполнены. Мы можем адаптировать базовую платформу под любые задачи.

— Еще один образец новой техники — САУ «Коалиция». Она на шестикатковом шасси. Сейчас в интернете идут споры: это вариант шасси «Арматы» или доработка шасси Т-90?

— Да, тут использованы узлы и агрегаты танка Т-90. Унификация с шасси Т-90 оптимизирует эксплуатацию САУ в войсках. Возвращаясь к «Армате»: мы делаем платформу, адаптированную ко всем системам вооружения. Иначе было бы нерационально. Не составляет труда адаптировать «Армату» и под артиллерийский комплекс, под зенитно-ракетный комплекс или под ракетный комплекс «земля-земля». Возможности платформы, заложенные конструкторами, позволяют разместить на ней любое вооружение.

— Какие наиболее инновационные решения вы могли бы выделить именно в этой платформе? Новые, прорывные технологии?

— В первую очередь это новая компоновка, необитаемое боевое отделение, переход от аналоговых устройств на цифровые. Это, конечно, не такая уж сенсация, ведь впервые «цифра» появилась у нас на «Прорыве», который мы показывали в 2011 году. На «Армате» мы развиваем эту тему, увеличивая долю цифровых технологий до ста процентов. Интерес к «Армате», конечно, колоссальный.

— Объяснимо. Первый действительно новый танк за...

— За десятилетия. Не только в Российской Федерации — в мире. Недавно мы проводили анализ жизненного цикла наших платформ. Начали с послевоенных танков (Т-55, Т-62). Танк Т-55 прослужил 54 года. До него были Т-44, Т-54. Эти образцы шли друг за другом, разрабатывались в короткие сроки, по сути, это была модернизация. Затем Т-55 встал в серию и 22 года выпускался в Советском Союзе! 22 года серии, а потом 30 лет эксплуатации и модернизации, представляете? Получается, танки, выпущенные, в 60-х годах, находились в эксплуатации 40 лет и более.

Похожий жизненный цикл, скажем, у немецкого «Леопарда». У них сейчас выпускается седьмая версия «Леопард 2А7+», а базовая платформа — разработка 1960-х годов.

Сегодня мы закладываем «Армату». И я думаю, она прослужит нам весь XXI век. Следующее поколение танков появится, наверное, в 2070-х годах.

— Недавно на Западе, правда, проскочило сообщение о том, что в связи с украинским кризисом нужен «Леопард-3». Но я думаю, его будут делать еще лет 20 минимум.

— Да, примерно.

— Вы упомянули о «Прорыве». Вот Т-90СМ — он очень хорошо был презентован на выставке в Абу-Даби. Я хотел бы спросить о машине для российской армии — Т-90М. Увидим ли мы серийную машину этой модификации?

— Это зависит не от нас. УВЗ готов представить машину любой конфигурации, с любыми опциями модернизации. Корпорация на сегодняшний день готова. Машина готова. Она очень хороша. Вы видели ее?

— Да, конечно.

— Она значительно превосходит своего предшественника по всем характеристикам. Некоторые опции мы использовали при подготовке машин к танковому биатлону. Вы видели, как смотрится машина на танковом биатлоне, особенно по подвижности. Силовые установки одинаковые. Мы готовы. Все зависит от заказчика. У машины большие экспортные перспективы. Иностранные заказчики на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Индии и других странах проявляют очень серьезный интерес.

— Перейдем к другим машинам, в том числе на платформе «Армата». Тяжелая БМП произвела на всех сильное впечатление, аналогов в мире, насколько я понимаю, сегодня просто нет. Каковы перспективы развития ее вооружения? Сейчас там стоит комплекс с пушкой 30 мм. Предполагаются более крупнокалиберные варианты, в частности, с тем модулем, что с успехом демонстрировался в Абу-Даби?

— Безусловно, мы рассматриваем как опцию для определенных заказчиков установку боевого модуля с пушкой высокой баллистики калибром 57 мм. И уже отрабатываем такой вариант.

Вообще, вернусь к тому, что сказал в самом начале. Чем уникальна платформа «Армата»? Как раз тем, что на нее можно установить любой мыслимый на сегодняшний день комплекс вооружения. От ракетного до модуля с пулеметом 7,62 мм. Все зависит от решаемой задачи.

— Ну да, например, штабную машину сделать.

— А почему бы и нет? Я вам навскидку могу назвать множество плюсов командно-штабной машины на базе тяжелой БМП.

— Давайте. Читателям будет интересно.

— Пожалуйста. Сегодня мы имеем БМП1-КШ — это командирская, командно-штабная машина на базе БМП-1 с защитой от 23-миллиметровых бронебойных снарядов в лобовой проекции и круговой от 7,62-миллиметров, а это машина управления, при потере которой происходит дезорганизация управления боем. Она сможет защитить в современных условиях, под воздействием современного оружия, командование батальона? Да ни в коем случае! Согласны?

— Да.

— А теперь представьте тяжелую БМП-КШ, ТБМП-КШ, на платформе «Арматы», у которой защищенность по некоторым позициям даже выше, чем у танка. Живучесть в разы выше. И командир может управлять батальоном, находясь, по сути, на переднем крае, в боевой линии, если нужно. В машине много места. Можно разместить любые средства связи, любое оборудование, командирские столы, персонал управления и обеспечить работу штаба.

— В САУ «Коалиция» тоже видна новая артиллерийская система. В принципе, за последние десятилетия появилось несколько конкурирующих систем, та же Раnzerhaubitze 2000, К9 южнокорейская. Можно ли обозначить преимущество нашего нового продукта перед конкурентами и нашими нынешними серийными машинами?

— С артиллерией, на самом деле, не так все просто, в том числе и в развитии вооруженных сил других государств. Самая перспективная на сегодняшний день артиллерийская система у немцев. Cоздав «Коалицию», мы не просто их догнали, по многим параметрам наша система превосходит немецкую, в том числе в автоматизации процессов управления самой артиллерийской системой. Повышены скорострельность, мощность боеприпасов и другие характеристики. Конкретных цифр назвать не могу, они пока закрыты, но по интегральным возможностям мы немецкую машину превзошли.

— По своему функционалу и, так сказать, месту в строю эта машина может заменить только «Акацию» и «Мсту-С» или «Гиацинт» тоже?

— «Гиацинт» считается дальнобойной артиллерией. Эта система использовалась, как правило, в артиллерийских бригадах армейского или фронтового подчинения. «Акация» и «Мста-С» — артиллерия, которая входит в состав дивизии. Это системы, предназначенные для работы в тактической зоне (до 25-30 км). Говорить, что «Коалиция» придет на замену сразу всем неверно. Хотя дальность стрельбы увеличена настолько, что позволяет решать задачи не только в тактической зоне обороны, но и в оперативной.

— Можно сейчас сказать, в принципе, что в танковой дуэли «Армата» — лучшее из того, что можно встретить на поле боя в ближайшие столько-то лет?

— Надеюсь, что такой дуэли и не будет. Но есть вещи, которые моделируются. Для задания характеристик тому или иному изделию (не только танку) специально моделируется ситуация столкновения с противниками и ставится задача обеспечить превосходство над существующими аналогами. Если такое превосходство нельзя обеспечить, то каков смысл создания этого оружия, этого танка? Он не может называться перспективным, если не будет превышать характеристики аналогов и оппонентов.

Дуэль — это непредсказуемо, особенно для танка. Здесь 50% реализации возможностей машины, как средства ведения боя, зависит от экипажа. А 50% — от тех конструкторских решений, которые задал и заложил конструктор. Нужные для победы характеристики «Армата» имеет.

Lenta.ru
Вернуться в раздел » VIP-интервью
Материалы по теме
15.05.2015 Вячеслав Халитов: Следующее поколение танков появится в 2070-х годах

На вопросы журналистов ответил заместитель генерального директора ОАО НПК «Уралвагонзавод» по специальной технике ...

19.11.2014 С опережением плана: ОАО «НПК «Уралвагонзавод» приступило к выполнению гособоронзаказа на 2015 год

Предприятия, входящие в состав ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», досрочно выполнили ...

15.07.2014 MILEX-2014: «Уралвагонзавод» будет модернизировать белорусские танки

MILEX-2014: «Уралвагонзавод» будет модернизировать белорусские танки ...

09.10.2012 В корпорации «Уралвагонзавод» отмечают юбилей танка Т-90

УрБК, Нижний Тагил, 09.10.2012. 20 лет назад, в октябре 1992 года, был принят на вооружение основной боевой танк ...

12.09.2011 Начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ Николай Макаров: Танк Т-90С производства Уралвагонзавода имеет массу недостатков

УрБК, Москва, 12.09.2011. Танк Т-90С, который был представлен на завершившей свою работу выставке вооружений в Нижнем ...