В Свердловской области на грани разорения оказался основной подрядчик по строительству и обслуживанию автодорог региона — ОАО «Свердловскавтодор». Накануне Росимущество выставило на торги 100% акций компании за 2,45 млрд руб.
Напомним, предприятие ведет отсчет своей истории с 1921 года. С момента своего основания и до 1997 года «Свердловскавтодор» наряду с подрядными функциями осуществлял также управление автодорогами, имея в своем составе службу заказчика. С 1997 года начинается новый период развития предприятия: функции заказчика перешли к другим структурам. С этого периода ФГУП «Свердловскавтодор» является исключительно подрядной коммерческой организацией. В 2010 году предприятие реорганизовано в ОАО, 100% акций которого находятся в федеральной государственной собственности.
Несмотря на то, что компания являлась подрядчиком по всем заказам на дорожные работы в регионе, она постоянно несла финансовые потери. Согласно бухгалтерской отчетности, в 2014 году рентабельность «Свердловскавтодора» существенно снизилась: выручка предприятия сократилась с 3,223 млрд руб. в 2013 году до 2,269 млрд руб., чистый убыток вырос с 76,47 млн руб. до 246,8 млн руб. соответственно.
На сегодняшний день предприятие находится в предбанкротном состоянии. Так, в конце марта 2015 года поступил иск о банкротстве предприятия от ООО «Точинвест Урал». Сумма долга составляет 5 459 330 руб. Ранее с аналогичными требованиями выступали московская «Торговая компания «Минерал» и ООО «Комплексные транспортные решения», однако споры были урегулированы. Также в арбитражном суде на рассмотрении находятся десятки исков о взыскании с ОАО «Свердловскавтодор» различных сумм — от 100 тыс до нескольких миллионов рублей.
Также стало известно, что в руководстве ОАО «Свердловскавтодор» в последние дни произошли кадровые перестановки. Пост генерального директора вместо Дмитрия Рыбина занял Павел Дьяконов.
Эксперты по-разному оценивают изменение финансового положения компании в последние годы, а также возможные кандидатуры ее покупателей.
Так, независимый аналитик Дмитрий Земеров полагает, что продажа «Свердловскавтодора» вызвана общеэкономическими тенденциями и связана с реализацией Росимуществом непрофильных активов.
«Федеральный бюджет, скорее всего, сегодня изыскивает возможные источники пополнения, и все, что можно, приватизируется. Я думаю, «Свердловскавтодор» вскоре поменяет форму собственности и будет передан в частные руки», — полагает Дмитрий Земеров.
В то же время существует версия, что продажа столь важного для региона актива с аукциона по достаточно невысокой цене была спланирована давно и тщательно готовилась.
«Когда губернатором Свердловской области стал Куйвашев, руководителем «Свердловскавтодора» был поставлен Рыбин — тюменец, принадлежащий к так называемому «клану Собянина». С тех пор в течение трех лет ведется планомерная работа по разорению «Свердловскавтодора», очевидно, с целью продажи его «по дешевке» тюменской компании «Аэродромдорстрой» либо СУ 1, владельцем которых является правая рука Собянина — Солодовников. И объявленная Росимуществом цена в 2,5 млрд руб., сравнительно невысокая для предприятия, говорит о том, что эта деятельность отчасти увенчалась успехом», — рассказал член Общественной палаты Екатеринбурга Алексей Беззуб.
По его словам, «Свердловскавтодор» в этот период не участвовал в выгодных для себя тендерах и не заключал новые контракты, необходимые для выживания предприятия. Трудовой коллектив много раз писал жалобы на руководство Рыбина, привлекая внимание контролирующих органов. Возможно, именно это внимание не позволило передать «Свердловскавтодор» тюменцам раньше и на еще более выгодных условиях.
«Три года люди занимались тем, чтобы этот актив забрать себе. Я думаю, все пойдет так, как ими запланировано», — отметил Алексей Беззуб.
Что касается высказанного представителями профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства предложения о передаче ОАО «Свердловскавтодор» в ведение региона, эксперты полагают, что у областного бюджета сегодня недостаточно средств на подобные проекты.
«Такая возможность под большим вопросом. Бюджет Свердловской области является в значительной степени дефицитным, он еще не покрыт по расходам. Те программы, которые были запланированы на ближайшие годы, сейчас сильно редуцируются. И высказанная губернатором поддержка предложения профсоюза работников автотранспорта, скорее всего, останется на уровне пожелания», — пояснил Дмитрий Земеров.
Как скажется смена собственника главного подрядчика дорожного строительства в Свердловской области на качестве будущих работ по ремонту и строительству транспортной инфраструктуры региона, пока неясно.
УрБК будет следить за развитием событий.
Елена Цылева