Кризис заставляет россиян пересмотреть свои гастрономические предпочтения. Вместо ресторанов и кафе они все чаще ходят в столовые и заведения фастфуда. Но и там их настигает повышение цен. Этот сегмент общепита смог продержаться на старых ценах лишь до начала 2015 года. К концу января жители Екатеринбурга столкнулись с обновленными ценниками во всех основных сетях быстрого питания. Судя по настроениям среди участников продовольственного рынка, фастфуд будет продолжать дорожать весь I квартал текущего года.
Сокращение числа посетителей из ресторанов и кафе в Екатеринбурге наблюдался еще с 2013 года. Однако после введения продовольственного эмбарго и девальвации рубля отток клиентов приобрел массовый характер. По оценке генерального директора компании «Ресторан» Олега Ананьева, в 2014 году количество посетителей заведений общепита со средним и большим чеком в Екатеринбурге снизилось на 30-40%. Дефицит некоторых продуктов питания в России сказался на стоимости и качестве блюд.
«Сейчас дорогие рестораны будут только закрываться. В кризис будут экономить на всем. Года три будем жить на узбекской и кавказской кухне, где упрощенная технология приготовления блюд», — сказал Олег Ананьев.
Одной из основных причин оттока клиентов из ресторанов стало падение доходов населения. Горожане, которые часто проводили обеденный перерыв в кафе и ресторанах, стали переходить к бесхитростной пище. Для них островками недорогого питания стали заведения фастфуда и столовые. Однако таковыми они оставались недолго.
За 2014 год, согласно данным Свердловскстата, продовольственная инфляция в регионе составила 16,1%, что в 2,5 раза больше по отношению к итогам 2013 года. В лидеры подорожания в прошлом году вышли мясо птицы, говядина и свинина (+15-29,6%) и овощи (+27,6%).
На этом фоне некоторые из участников рынка быстрого питания держались на старых запасах, приобретенных до ухудшения ситуации на продовольственном рынке. Хватило их до конца 2014 года.
За последние два месяца в ряде заведений цены выросли в рамках 10%. В частности, «Обед дня» в сети столовых «Вилка-Ложка» подорожал на 9,2%. Настолько же выросли в цене сэндвичи, которые продаются по акции «Саб дня» в сети Subway. В «Бургер Кинге» стоимость сэндвичей за месяц также выросла в пределах 10%.
Другие заведения быстрого питания повышали цены постепенно, стараясь с ходу не шокировать потребителя. В частности, сеть ресторанов «Макдоналдс» начала корректировать цены на сэндвичи и десерты сразу после введения эмбарго. В итоге к концу января 2015 года общее подорожание составило 9,9%. К примеру, стоимость «Рояла Де Люкс», по состоянию на 24 августа 2014 года, составляла 106 руб. На прошлой неделе после очередной корректировки цен, стоимость этого сэндвича составляла 116 руб.
Этой же стратегии придерживалась сеть ресторанов KFC, где цена на «Твистер» постепенно выросла с 101 до 110 руб.
В целом рост цен в сети заведений быстрого питания пока не превысил 10% с момента введения продовольственного эмбарго. Вместе с тем, как прогнозирует Минэкономразвития, инфляция в России в годовом выражении достигнет пика в марте-апреле 2015 года и будет на уровне 15-17%. Таким образом, как минимум на протяжении всего первого квартала текущего года цены на фастфуд будут корректироваться в сторону повышения.
При такой тенденции заведениям общепита, которые работают в бюджетном сегменте, придется либо повышать цены дальше и терять покупателей, либо удешевлять продукцию в ущерб качеству.
Заведения, которые пойдут по первому пути, могут действительно оправдать свое название «сеть ресторанов», поскольку питаться в них будет не каждому по карману. Кушать недорого, но с риском для здоровья решится не каждый потребитель. Не исключено, что в этих условиях многим горожанам будет проще перейти на фастфуд домашнего приготовления.