В Свердловской области запущен процесс лицензирования управляющих компаний ЖКХ. Вся нормативная документация на сегодняшний день готова, и, по мнению экспертов, достаточно «прозрачна и понятна». Однако уже сейчас видны факторы, способные снизить эффективность самой системы лицензирования, говорящие о необходимости дальнейшей доработки законодательства на всех уровнях.
На сегодняшний день руководители всех компаний готовятся к квалификационному экзамену. Некоторые уже подали заявления на его сдачу в свердловское управление Госжилинспекции.
Напомним, что экзамен будет лишь первым этапом процедуры. По его результатам компании должны подать документы на собственно лицензирование, и сделать это необходимо до 1 апреля 2014 года. С 15 мая 2015 года работа на рынке управляющих компаний, не получивших лицензии, будет противоречить закону и наказываться штрафом до 500 тыс. руб.
«Мы не ожидаем ничего страшного от процедуры лицензирования, и сейчас спокойно готовимся к экзамену. Хотя как будет работать эта система, сегодня можно только догадываться. Какое-то время, я думаю, она будет эффективной. Первые пару лет. В дальнейшем люди найдут лазейки в законодательстве, как это обычно у нас бывает. Но, во всяком случае, эта процедура поможет отрасли избавиться от множества управляющих компаний-однодневок», — полагает директор УК «Территория» Дмитрий Сень.
Как отмечал ранее руководитель свердловской ГЖИ Алексей Россолов, «лазейки» в законе действительно есть, и некоторые из них видны уже сейчас. К ним эксперты относят, например, так называемое «право вето», когда собственники жилья могут заблокировать решение об отзыве лицензии у их управляющей компании.
«Я считаю, что это неправильно и нелогично. Но в законе данное право действительно есть, по его реализации прописана процедура, и только практика покажет, захотят ли и смогут ли жильцы этим правом воспользоваться», — пояснил Алексей Россолов.
Следующим сложным моментом является требование об устранении всех выявленных ГЖИ нарушений, без выполнения которого управляющие организации не смогут приступить к лицензированию. И впоследствии, согласно закону, если компания не выполнила в срок два и более предписания, она может быть лишена лицензии.
«По результатам мониторинга, проведенного управлением в июле-ноябре 2014 года, из 380 обследованных компаний нарушения выявлены в 101 УК. Этим организациям выданы предписания, 41 из них выполнила предписания в срок, в отношении 27 компаний срок еще не истек, остальные же УК вызывают опасения. Если к моменту лицензирования мы установим, что нарушения так и не устранены, компании к процедуре допущены не будут», — рассказал А. Россолов.
Между тем состояние жилого фонда Екатеринбурга и Свердловской области заставляет участников рынка услуг ЖКХ сомневаться в выполнимости данного требования в полном объеме.
«Львиная доля предписаний реальна к выполнению. Но, конечно, жилфонд не новый, и есть дома 1940-х годов постройки, которые реально содержать в безопасном для жизни состоянии, но привести в соответствие всем требованиям без капремонта невозможно. Если за такие дома начнут лишать лицензии, произойдет «сброс» жилого фонда. Управляющие компании будут просто отказываться от подобных объектов, что никому не выгодно. В ГЖИ и в городской администрации прекрасно это понимают. Я думаю, в таких случаях будут находиться какие-то компромиссные решения, и коллапса не произойдет», — полагает директор УК «Нижнеисетская» Юрий Дулына.
По мнению экспертов, многие компании предпочтут сокращение объема обслуживаемого жилого фонда перспективе остаться вообще без лицензии. При этом если в Екатеринбурге жилфонд находится в относительно приемлемом состоянии, то по области есть целые населенные пункты, где ситуация гораздо хуже. Если за два невыполненных в срок предписания там будут у УК отбирать лицензии, управлять будет просто некому.
Также наблюдателей рынка настораживает, что в процессе самого лицензирования проверке подлежит в основном выполнение требований стандарта раскрытия информации. Хотя существует еще множество важных критериев, которые учитываться не будут.
«Лицензирование — это в любом случае шаг вперед, но большинства проблем оно не решает. При выдаче лицензий учитывается слишком мало критериев работы УК. На самом деле необходимо серьезно дорабатывать законодательство, повысить ответственность управляющих компаний за качество предоставляемых услуг, соответственно, надлежащую эксплуатацию внутридомового имущества, ну и своевременные расчеты за ресурсы, потребляемые домом. Сейчас обязать УК к своевременному перечислению денег потребителей и активной работе с должниками практически невозможно, особенно в небольших городах», — пояснил заместитель генерального директора ОАО «Облкоммунэнерго» по реализации услуг Евгений Волков.
Эксперты полагают, что введение процедуры лицензирования управляющих компаний ЖКХ — процесс нужный, но непростой и длительный. Он должен стать шагом к упорядочению рынка и приведению его к «цивилизованному» состоянию. Однако сложная экономическая ситуация в регионе может еще более замедлить этот процесс, вынудив участников рынка вместо вложения средств в повышение качества своей работы сокращать объемы бизнеса и искать компромиссы с надзорными органами.
Елена Цылева