В последнее время среди кофеен Екатеринбурга стало популярно сотрудничать с художниками. Они оформляют интерьеры, выпускают открытки для гостей заведений. О том, какие возможности и перспективы есть у художника в Екатеринбурге, ИАА «УралБизнесКонсалтинг» рассказала иллюстратор Рита Хаак.Фотография предоставлена Ритой Хаак— Как вы стали иллюстратором?— Я начинала с почеркушек в блокноте гелевой ручкой, этим занимаются многие офисные работники на скучных совещаниях. Это был сложный период. Я была фотографом, но в результате оставила свою деятельность и отправилась путешествовать. Так я оказалась в деревне в Сочи, у моря. Это вдохновило меня на дальнейшие художественные поиски. Я стала рисовать каждый день, и постепенно накопились навыки и появился материал, с котором стало возможно работать.
— Как вы начали заниматься открытками?— Сначала мои иллюстрации попросили друзья для благотворительных целей. Они распечатали их на фотопринтере и продавали с аукциона. Параллельно с этим мой отец помог мне с первыми пробами в типографии. Близился Новый год, и я решилась выйти со своими иллюстрациями на дизайнерские маркеты и в розницу. Сразу стало видно, что людям это интересно. Сразу же появились позитивные отзывы. Это меня воодушевило, и я решила продолжить. Так появлялись новые магазины, начались продажи в других регионах. За год заметно расширился ассортимент. Сейчас я выпускаю открытки, постеры, магниты и наклейки. А также участвую в коллаборации с Animals, которые выпускают бамперы на айфоны, блокноты и одежду с моими принтами.
— Насколько хорошо в Екатеринбурге оплачивается труд иллюстратора?— Сложно сказать, у меня нет данных по этой теме. Думаю, разброс такой же большой, как в дизайне. Вообще стоимость стоит рассчитывать индивидуально, потому что у всех разные способы работы. Разные техники требуют разного количества времени. У меня одна иллюстрация занимает часов 10, а у кого-то она занимает 5 часов, а у кого-то — неделю.
— Как вы находите заказчиков?— В основном они меня сами находят. Я активно веду паблик «Вконтакте», «Инстаграм», обновляю альбомы на «Фейсбуке», веду блог и слежу за портфолио на Behance. Со мной легко связаться по электронной почте или в соцсетях. А кто-то подходит на мероприятиях и знакомится, после чего начинается сотрудничество.
— Как художники в Екатеринбурге могут продвигать себя?— Много способов: в городе проходят дизайнерские маркеты, планируется иллюстраторский фестиваль, также иллюстрации можно адаптировать и показывать на выставках современного искусства. Важно понимание своей аудитории.
— Вы работаете одна или у вас есть команда?— Я сотрудничаю с фотографом и дизайнером. Важно красиво презентовать то, что ты делаешь, поэтому каждый сезон мы снимаем новую продукцию атмосферно и «вкусно». А дизайнер мне помогает с некоторой подготовкой к печати.
— А у вас есть собственный менеджер, который бы вам помогал?— Пока у меня нет менеджера, но я нахожусь в поиске. А пока приходится «продавать» себя самостоятельно.
— Вам тяжело совмещать творчество и бизнес-процессы?— Это непросто. Но если грамотно распределять нагрузку и помнить о тайм-менеджменте, то вполне все можно совмещать и успевать.
— Какие у вас планы на ближайшее будущее?— После сдачи всех заказов этого года и насыщенного мероприятиями декабря мне хочется уехать в творческий отпуск. А после со свежими силами заняться расширением своего ассортимента и новыми интересными проектами.
— Расскажите о своем сотрудничестве с кофейнями в Екатеринбурге?— Я сотрудничала с «Французским пекарем» на Белинского, 41. Я жила рядом и ходила в него пить вкусный кофе и работать. А человек, рисующий акварелью, привлекает внимание. Так я познакомилась с управляющей. Ей на тот момент хотелось сделать свое заведение интереснее, и мы начали искать художественное решение.
Так, я расписала 2 стены, они связанны между собой и уравновешивают друг друга. Для кофейни «Делу время» я делала открытку-комплимент для гостей. Говорят, многих она очень порадовала.
— Сколько времени у вас уходит на оформление стены?— На оформление стен уходит разное количество времени. Имеет значение размер стены и то, насколько рисунок насыщен деталями. Во «Французском пекаре» на всю работу я потратила около 30 часов.
— Почему среди кофеен стало так популярно сотрудничать с художниками?— За последнее время город переполнился кофейнями. И самый легкий способ запомниться гостю — оригинальная полиграфия и яркое оформление интерьера.
— Как вы разделяете творчество и бизнес?— В моем случае очень сложно их разделить. Даже работая на заказ, мне удается сохранять место для творчества. И даже занимаясь своими проектами, я не забываю про организацию работы и сроки.
— Есть сезонность в этом бизнесе?— Сезонность чувствуется не так остро. Иллюстрации нужны к праздникам или когда хочется освежить полиграфию, а это может произойти в любое время. Интерьерами люди занимаются тоже круглый год. Разве что перед Новым годом особое время — спрос на разработку иллюстраций для сувенирной продукции и на готовые открытки выше.