На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» о проблемах машиностроительной отрасли в условиях санкций и кризиса на Украине ответил директор НП «Союз машиностроительных предприятий Свердловской области», заместитель председателя свердловского регионального отделения ООО «СоюзМаш России» Андрей Бухмастов.— Андрей Владимирович, каковы показатели машиностроительных предприятий Свердловской области за последние месяцы?— В целом объемы у нас не выросли, но и сильно не снизились, если сравнивать с прошлым годом. А вот портфели заказов не сформированы и, похоже, что IV квартал будет даже хуже, чем I-е полугодие из-за их отсутствия. Это уже не рецессия — уже кризис. Даже несмотря на то, что импорт, конечно, сокращается, но это не ведет за собой увеличения спроса на продукцию отечественного производства главным образом за счет того, что у импортеров склады здесь забиты, и в ряде случаев санкции не коснулись тех контрактов, которые уже были заключены. Действует определенный эффект инерции.
— А с экспортерами как обстоят дела, особенно на фоне санкций, которые Запад ввел по отношению к России? — Для них тоже обстановка осложнилась. Это, конечно, связано с санкциями, однако в ряде случаев не напрямую. Например, «Артинский завод» выпускает косы, садово-огородный инвентарь. По косам они занимают около 30% мирового рынка, и у них очень большая экспортная составляющая была в страны Восточной Европы — Польшу, Румынию, Болгарию, Словакию. Директор предприятия рассказывал, что в Польше никаких санкций против уральских поставок нет, но оптовики говорят: «Вы наши яблоки не берете — а мы ваши косы брать не будем». Здесь даже рыночные механизмы не влияют. У Артинского завода сезонные продажи, и они, особенно на осенний период, делают большие скидки, отдавая товар фактически по себестоимости, чтобы пополнять свой оборотный капитал и обеспечить сбыт продукции, которая до весны не будет востребована. Но ничто не помогает.
— Какой сегмент машиностроения больше всего сейчас испытывает трудности? — У предприятий, которые производят электротехническое оборудование, мы фиксируем серьезные падения объемов производства. Многие из них вспомогательный персонал выводят на четырех- и трехдневную неделю, хотя официально это никак не оформляется. При альтернативе в виде вынужденного отпуска с оплатой 2/3 от оклада люди соглашаются на такие условия. Они понимают, что важно сохранить свое рабочее место, потому что рано или поздно ситуация должна отрегулироваться.
— С введением санкций у чиновников опять модной темой стала тема импортозамещения. Якобы это шанс для отечественной промышленности стать независимой от поставок из-за рубежа. Есть ли какие-то подвижки в этом направлении? — Дело в том, что серьезной, мощной поддержки в модернизации и развитии импортозамещения со стороны государства нет. Это если говорить о гражданском машиностроении. В оборонной отрасли ситуация другая: там и средства немалые выделяют на техническое перевооружение, но главное — там стабильный госзаказ. И под него предприятия могут взять кредиты в банках. Более того, там есть такая форма поддержки, как госгарантии под кредиты. У нас, гражданских машиностроителей, к сожалению, таких мер поддержки почти нет. Тех, кому удается попасть в какую-либо федеральную целевую программу, единицы. Причем там должны быть очень крупные средства и, соответственно, объемные проекты, связанные с модернизацией, постановкой на производство инновационной продукции. Это позволительно только очень крупным предприятиям, как правило, входящим в интегрированные структуры. К примеру, «Уралмашзавод» или «Уралхиммаш». А, допустим, «Полевской машиностроительный завод» никому не интересен. В этом плане меры, которые предпринимает правительство Свердловской области, для небольших предприятий более ощутимы.
— Есть примеры? — Тот же «Артинский завод» — небольшое предприятие, в рамках техперевооружения они запрашивали 2 млн руб. на компенсацию затрат по установке индукционной установки для разогрева заготовок при изготовлении кос прокатным способом. Кроме того, они просили компенсировать им средства по установке новой энергосберегающей горелки в заводской котельной, которая питает большую часть жилого фонда поселка Арти и муниципальные учреждения. В результате им выделили 644 тыс. руб. Но это все-таки деньги. То есть программы по импортозамещению на уровне региона работают, но масштабы, увы, мизерные. У нас в союзе 56 предприятий — это собственно машиностроительные заводы, не считая инжиниринговых, консалтинговых и прочих фирм. Из них только четыре получили подобную поддержку. И это не самые крупные предприятия. То есть эффект очень незначительный.
— Денег нет в региональном бюджете или есть какие-то другие причины? — У субъектов РФ серьезных бюджетов сейчас нет — все Москва «откачивает». А попасть в федеральную целевую программу очень сложно. Мы уже давно ведем разговор о том, что по федеральным целевым программам чиновникам такого уровня удобнее работать с крупными хозяйствующими субъектами, потому что есть определенные гарантии, активы достаточно серьезные, капитализация у них в удельных показателях гораздо лучше, чем у небольших предприятий. Последние же в результате оказываются за бортом. Тем не менее если смотреть на «проклятых империалистов», там малый и средний бизнес составляет огромную долю. Toyota — фактически отверточное производство, а вокруг нее там целые провинции малых предприятий, которые изготавливают все комплектующие. У нас этого, к сожалению, нет.
— Пару лет назад в Свердловскую область приезжал вице-премьер Дмитрий Рогозин. Тогда он говорил о том, что оборонным предприятиям с их гособоронзаказом нужно подключать к его исполнению гражданских машиностроителей. Получается что-то? — Это не интересно оборонщикам. Они получают деньги по госзаказу и стараются собственными силами их полностью освоить. Директивно воздействовать на них не удается. Это с одной стороны. С другой — и наши гражданские предприятия, с моей точки зрения, занимают пассивную позицию, а «под лежачий камень вода не течет». Случаев кооперации между гражданскими и оборонными машиностроительными предприятиями единицы, так как первые должны проявлять инициативу и входить в проекты в рамках гособоронзаказа.
— А ситуация на Украине как-то отразилась на машиностроительных предприятиях Свердловской области? — Все очень непросто. У наших заводов, конечно, были определенные завязки с украинскими предприятиями. К примеру, Артемовский машиностроительный завод поставил крупнейший за всю историю предприятия вентилятор главного проветривания для одной из донецких шахт. И фактически все взаимоотношения закончились после апреля 2014 года, когда там начались боевые действия, и руководство шахты напрямую сказало, что у них стоит вопрос об остановке производства. В результате наш завод лишился заказа на целую партию подобных машин. В то же время артемовцы потеряли единственного в СНГ поставщика в г. Первомайске (на границе с ДНР и ЛНР) специальных электродвигателей для вентиляторов местного проветривания и сейчас вынуждены тратить существенные средства на проектирование и освоение производства этих двигателей одним из российских электромашиностроительных заводов.
С другой стороны, «Уралмашзавод» вздохнул с облегчением, так как в Краматорске прекратил работу завод, главный конкурент по прокатным валкам. Теперь этого конкурента нет, все нормально, в ладоши хлопают. И таких примеров с плюсами и минусами достаточно.
— Каковы же прогнозы на будущее?— Пока не будет серьезных инфраструктурных программ, гражданскому машиностроению надеяться не на что. Железнодорожники свою инвестиционную составляющую сильно урезают, энергетики делают то же самое. Пока непонятна ситуация с газовой и нефтяной отраслью. Если у них будут какие-то крупные инвестиционные проекты, то это мультипликативно потянет за собой, конечно, и машиностроение, поскольку появятся заказы. Предприятиям же очень важно не упускать момент, успевать запрыгивать на эту подножку.
С другой стороны, нужно серьезно заниматься минимизацией производственных издержек, особенно на небольших предприятиях. Их сокращение — это один из путей оптимизации управления производством, в том числе и повышение производительности труда, потому что издержки этому препятствуют.
В целом же с учетом роста курса евро и долл. США, с учетом санкций и снижения инвестиционных составляющих у монополистов ситуация похожа на снежный ком, когда одно накладывается на другое. И такое положение дел для машиностроительной отрасли можно считать очень неприятным.