Свердловская область резко сократила объем международных поставок крупной промышленной техники (на 25-30%). По мнению экспертов, это произошло из-за структурного кризиса в российской экономике: многие предприятия не имеют свободных денежных средств для закупки импортного оборудования. Также сказывается введение санкций в отношении РФ, которые предполагают запрет экспорта высокоточной техники. Специалисты полагают, что снижение поставок машиностроительного оборудования снизит конкурентоспособность промышленности Среднего Урала.
По данным Уральской таможенной службы, за первые восемь месяцев 2014 года объем импорта в Свердловскую область машиностроительной продукции снизился на 13,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В структуре всех иностранных поставок доля крупного промышленного оборудования составляет 55,3%.
«Пока мы не имеем свежей статистики за сентябрь-октябрь. Очевидно, что после введения санкций объем импорта машиностроительной техники упал еще сильнее. На мой взгляд, снижение по итогам января-октября составит около 20-25%. Это негативный сигнал для экономики региона. Область рискует не начать процесс модернизации предприятий и снизит свою конкурентоспособность», — уверен независимый финансовый аналитик Григорий Руденко.
По его словам, в структуре импорта Германии, Чехии в Свердловскую область машиностроительная продукция занимает около 70%, Италии и Франции — 65%, США — около 10%.
«Практически весь торговый оборот со странами Европы приходится на крупное промышленное оборудование. Зависимость региона от Запада в этом вопросе колоссальная», — заявил Григорий Руденко.
Начальник управления развития международных и межрегиональных связей Уральской торгово-промышленной палаты Михаил Козлов также считает, что Свердловская область может сильно пострадать из-за снижения поставок.
«По некоторым позициям наша машиностроительная техника неконкурентоспособна. Напомню, что в результате западных санкций в России запретили поставки технологий «двойного назначения», высокоточное оборудование и технику для добычи нефти и газа. Это наиболее высокотехнологичная продукция, аналогов которой в нашей стране практически нет. С другой стороны, у местных машиностроителей появится шанс занять освободившееся место на рынке, а также расширить производственную линейку», — уверен Михаил Козлов.
По его словам, падение импортных поставок также могут частично компенсировать совместные предприятия.
«Некоторые иностранные фирмы открывают в Свердловской области свои заводы. К примеру, чехи недавно запустили совместное предприятие по сборке станков. Этому примеру могут последовать и другие производители», — сообщил Михаил Козлов.
Однако местные производители и совместные предприятия вряд ли смогут полноценно заменить импортные поставки. Для этого региону требуются крупные инвестиции в обновление производства.
«Сейчас отечественное машиностроение переживает период рецессии: у предприятий сокращается число заказов, снижаются объемы производства. В ближайшее время может повториться ситуация кризиса 2008-2009 годов, тогда машиностроительные предприятия Среднего Урала уволили около 20% своего персонала», — сообщил заместитель председателя свердловского регионального отделения Союза машиностроителей России Андрей Бухмастов.
Очевидно, что в этих условиях будет невозможно обеспечить рынок качественно новой машиностроительной продукцией.
Заводы оказались в сложной ситуации. С одной стороны, на них давит структурный кризис в российской экономике, с другой — санкции и рост курса евро и долл. США.
«В связи с резким ослаблением рубля иностранная машиностроительная техника станет как минимум на треть дороже. Наиболее зависимыми от поставок западного оборудования являются добывающая, горно-металлургическая и оборонная промышленность. Последняя находится в лучшем положении, так как здесь государство реализует масштабную программу импортозамещения. Однако в остальных секторах ситуация заметно хуже», — полагает заместитель гендиректора по юридическим вопросам ИФК «Уником Партнер» Дмитрий Земеров.
По словам эксперта, некоторую часть поставок способны компенсировать страны востока, к примеру, Китай. Однако качество этого оборудования пока заметно уступает европейскому.
Можно констатировать, что в Свердловской области из-за снижения поставок иностранного оборудования в ближайшее время может затормозиться процесс модернизации промышленной базы. Западные поставки полноценно не заменят ни отечественные производители, ни совместные российско-западные предприятия, ни азиатские машиностроители.
Ситуация может улучшиться только в случае оздоровления российской экономики, снятия санкций и роста курса рубля. Эксперты полагают, что в краткосрочной перспективе этот сценарий маловероятен. В ближайшие несколько лет вряд ли будут созданы благоприятные условия для развития собственного производства, а также для доступных импортных поставок.
Евгений Чечкин